Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новый министр энергетики России будет спасать уголь

Новый министр энергетики России будет спасать уголь

В Госдуме обсуждают кандидатуру губернатора главного угольного региона России на должность нового министра энергетики. Эксперты полагают, что стране сейчас нужен антикризисный управляющий по угольной промышленности, которая оказалась в кризисе из-за низких цен. К тому же стратегическими направлениями традиционно занимается вице-премьер, отмечают эксперты.

Михаил Мишустин предложил на должность нового министра энергетики России Сергея Цивилева, который пока является губернатором Кемеровской области. Его назначение единодушно поддержал комитет Госдумы. Как, впрочем, и кандидатуру Александра Новака на должность вице-премьера, который курирует топливно-энергетический комплекс.

«Тут скорее принцип назначения антикризисных управляющих», — говорит главный стратег инвестиционной компании «Вектор Икс» Максим Худалов. Он отмечает, что Цивилев управлял угольным регионом в период масштабного провала ранка в 2020 и 2024 годах.

«Такой опыт позволит лучше управлять энергетической отраслью, которая испытывает значительное санкционное давление», — считает эксперт.

По мнению ведущего аналитика ФНЭБ и эксперта Финансового университета при правительстве России Игоря Юшкова, назначение Цивилева — некий лоббистский успех угольных компаний.

«Они понимают, что Цивилев будет больше внимания уделять вопросам угольной промышленности, ее рентабельности. Он в отрасли разбирается», — говорит Игорь Юшков.

Разграничения полномочий на уровне ТЭК в правительстве, как это было в предыдущем составе, при этом сохраняются, отмечает Игорь Юшков.

«Тогда Новак занимался нефтепродуктами, ОПЕК+ и всем нефтегазовым комплексом в целом, включая газификацию. Теперь он будет заниматься еще вопросами санкций. Минэнерго же будет, как и раньше, ведать вопросами электроэнергетики, подготовкой к отопительному сезону. Больше — тактическими моментами. Ну, и вопросами угольной промышленности, которая оказалась в непростой ситуации», — продолжает ведущий аналитик ФНЭБ.

Цены на уголь снизились, российские компании уходят на азиатские рынки. И Кемеровская область и Тува сильно пострадали, потому что у них очень большое транспортное плечо в отличие от Якутии и Дальнего Востока, где добыча угля и экспорт даже выросли, говорит эксперт.

«Тем более что Европа снижает потребление угля и на азиатские рынки переходят, как и мы, и другие поставщики, что усиливает конкуренцию и сбивает цены. Более того, в ближайшие годы ожидается запуск новых заводов СПГ и цены на газ не будут расти, а это является сдерживающим фактором цен на уголь, который является естественным заменителем газа. Поэтому дополнительное предложение газа бьет по углю», — Игорь Юшков считает, что угольные компании будут оставаться на грани рентабельности и им необходимо будет искать постоянные меры поддержки правительства.

«Например, размер фискальной нагрузки. Вопрос взаимодействия с РЖД станет ключевым для Цивилева, потому что львиная доля себестоимости угля — это тариф на перевозку. И желающих перевозить другие товары по железной дороге немало в то время, когда она забита углем», — добавляет Игорь Юшков. По его словам, есть и разные слухи о назначении Сергея Цивилева, но это — слухи.

Как сообщало EADaily, падение спроса на уголь в Индии и Китае привело к снижению мировых цен на уголь. В том числе на российские поставки, которые идут со скидкой. «Ведомости» со ссылкой на данные Центра ценовых индексов (ЦЦИ) писало, что минимальный уровень цены достигли в марте, а в апреле снижение продолжается. Так, в начале апреля поставки угля калорийностью 6 тыс. ккал из черноморской Тамани стоили $ 72 за тонну, а в российских портах Балтийского моря — $ 61 за тонну. Снижение составило 13−14% с начала года.

В портах Дальнего Востока уголь подешевел на 6−7% - до $ 86−95 в зависимости от калорийности.

«В целом нас ожидает снижение добычи в угольной отрасли и корректировка ставок погрузки в портах и цен аренды полувагонов. Вероятно, что и отказ от понижающих коэффициентов на перевозку энергетического угля всё же придётся пересматривать. В противном случае транспортная отрасль рискует потерять от 10 до 15% грузовой базы по итогам этого года», — замечал EADaily Максим Худалов. По его мнению, ситуация повторяет историю 2015−2016 годов: «И продлится от года до полутора лет, так что меры для спасения отрасли применять лучше начинать уже сейчас».

Источник: EADaily, 13.05.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики