Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Что будет с ценами на бензин из-за отмены запрета на экспорт из России

Что будет с ценами на бензин из-за отмены запрета на экспорт из России

Цены на бензин вырастут только на бирже – эксперт

Цены на бензин в России в связи с отменой временного запрета на его экспорт будут заметно расти на бирже, но не в рознице. Прогнозами поделился ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович в эфире радио "Спутник в Крыму".

Как отреагируют рынки на снятие запрета

Правительство России приостановило временный запрет на экспорт бензина с 20 мая. Его сняли до 30 июня, а с 1 июля ограничение продолжит действовать. 
Митрахович напомнил, что запрет на экспорт, который составляет 10% от общего объема производимого топлива, принимали как упреждающую меру, чтобы избежать возникновения локальных дефицитов топлива в России. И сейчас, судя по всему, у властей волнений по этому поводу стало меньше, отметил он. 
 
С отменой запрета у компаний возникает экспортная альтернатива, на что цены обычно реагируют ростом. "Поэтому, скорее всего, будет рост стоимости бензина на бирже", – предположил Митрахович.
 
Иная ситуация ждет розничный рынок бензина, где действуют политические соглашения между правительством и компаниями, считает он.
 
"Цена здесь регулируется этими соглашениями. По данным Росстата, у нас рост цен на бензин ниже официальной инфляции. Это считается политически и социально приемлемым. И, я думаю, что власти по-прежнему будут стараться удерживать рост цен в рознице", – сказал Митрахович.
 
Он отметил, что в России примерно 40% заправочных станций принадлежат вертикально интегрированным компаниям и 60% – независимым заправщикам. При этом по объему продаж соотношение обратное: первые продают больше. 
 
По мнению Митраховича, на снятие запрета на экспорт никак не отреагирует рынок дизельного топлива, несмотря на то, что спрос на него в России растет.
 
"Дизеля в России настолько много производится, что его хватает и на экспорт, и на внутренние цели. Дизеля в России хватает. Поэтому здесь у нас проблем никаких вообще не будет в принципе", – сказал эксперт.
 
Митрахович также подчеркнул, что запрет на экспорт бензина не случайно возобновится в июле и до конца лета: в это время на него будет пиковый спрос.

С чем может быть связан рост цен на топливо

Эксперт не исключил повышения розничных цен на топливо в России, но не по причине временного возобновления экспорта. 
 
"В прошлом году у нас основной причиной роста цен на бензин и возникновения локальных дефицитов было повышение прямых налогов. Сейчас идут дискуссии о том, что дальше будет делаться с налогами. Если они будут повышаться, то да, есть риск роста стоимости нефтепродуктов в розницу", – предупредил эксперт.
 
Митрахович отметил, что справиться с проблемой в 2023-м удалось после того, как вернули демпфер.
 
"Демпфер – это элемент, когда правительство выплачивает компаниям компенсацию за то, что они часть бензина и иных нефтепродуктов оставляют на внутреннем рынке, а не отправляют на экспорт. Демпфер вернули – и цены уменьшились на бирже и стабилизировались в рознице. И ушли риски локальных дефицитов, о которых тогда сообщалось из отдельных регионов", – рассказал эксперт.
 
Напомним, временный запрет экспорта бензина, одобренный премьер-министром Михаилом Мишустиным, был введен с 1 марта в качестве превентивной меры перед началом сезона высокого спроса. Кроме того, это стало дополнительной страховкой на фоне внеплановых ремонтов. Предполагалось, что мера будет действовать в течение полугода – до 31 августа. При этом вице-премьер Александр Новак отмечал, что в случае насыщения рынка запрет может быть отменен.
 
Источник: РИА Новости в Крыму, 21.05.2024

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики