Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бензин на экспорт: В баках какой техники и в какой стране окажется в итоге наше топливо?

Бензин на экспорт: В баках какой техники и в какой стране окажется в итоге наше топливо?

На Запад из «русской бензоколонки» снова потёк хороший и недорогой бензин

Запрет на экспорт бензина, который должен был проработать до начала осени, отменяется. Несмотря на уменьшение производства ГСМ, а также на атаки украинских БПЛА на российские НПЗ и нефтебазы, чиновники внезапно всё переиграли. В итоге полугодовое эмбарго не проработает даже половины своего срока. На первый взгляд, решение очень странное, но именно что только на первый.

«Временный запрет на экспорт бензина, вступивший в силу с 1 марта, будет приостановлен из-за насыщения внутреннего рынка и завершения внеплановых ремонтов на НПЗ», — заявили в Минэнерго.

Дескать, эмбарго выполнило свою роль, бензина хоть залейся, а с его производством всё отлично. Но это не так. Даже Росстат вынужден признавать, что выпуск ГСМ по сравнению с прошлым годом снизился. Вроде как незначительно, всего на 1,3% по бензину и на 2,2% по дизтопливу, но цифрам этого ведомства мы доверяем как-то не очень, так уж исторически сложилось. Не исключено, что к ним просто нужно дорисовать лишний нолик, делов-то…

2 мая глава правительства почему-то поручил Минэнерго «утвердить комплекс первоочередных мероприятий по увеличению предложения бензина и дизельного топлива». Из чего совершенно логично предположить, что ГСМ в нашей стране не хватает. Более того, данные планы положено предоставить, как можно скорей. 

Тот же Росстат признаёт и небольшой рост цен на АЗС, хотя мы наблюдаем куда более значительное подорожание горючего. То есть с автомобильным топливом в РФ всё не очень хорошо.

Учитывая постоянные атаки дронов на НПЗ и прочие инфраструктурые объекты ТЭК, об отражении которых власти отчитываются излишне бодро, есть все основания предполагать, что ситуация далека от благостной.

«Бензин пойдёт примерно в те же страны, что и дизель — это прежде всего, в Турцию и Китай. Всё, что инфраструктурно направлено на Запад, пойдёт в Турцию, и через неё дальше будет продаваться в какие-то другие страны.

Про объемы поставок сложно сказать, потому что пока не понятно, какие у нас сейчас излишки. И излишки нестандартные, не то, что было в прошлом-позапрошлом году. Часть НПЗ находится на ремонтах, и сколько сейчас мы производим топлива, государство не афиширует. Поэтому, я думаю, что объёмы будут незначительные", — говорит ведущий эксперт Финансового университета Игорь Юшков.

Очень короткая цитата, а как много в ней информации. Очень жёсткой, нелицеприятной для властей.

Во-первых, что на цифры Росстата можно внимания не обращать — информация о производстве ГСМ покрыта туманом, совсем не свойственном статуправленцам. В марте проскакивала цифра, что оно упало на 8%, но потом всё как бы стабилизировалось. И сейчас типа всё хорошо.

Во-вторых, означенные Минэнерго «завершения ремонтов НПЗ» — вызывают, мягко говоря, сомнения. Что там творится вообще непонятно.

Сообщения об атаках, причём масштабных, приходят практически каждый день. 19 мая, например, 60 беспилотников атаковали НПЗ в Славянске-на-Кубани, после чего предприятие остановило работу. Что там повреждено, понятное дело, тоже «под грифом».

В-третьих, никаких излишков ГСМ в стране нет, и экспортировать, по сути, нечего. Но будут, в этом никаких сомнений нет. Как обычно в ущерб внутреннему рынку.

В-четвёртых, повезут на Запад — через Турцию. И в какие такие «другие страны» пропадёт российское горючее можно только догадываться. В какие надо, в такие и попадёт. Как в той истории с Болгарией.

«Наверное, есть какая-то необходимость с точки зрения наполнения бюджета, с точки зрения исполнения контрактов. Но если смотреть узко и чётко на внутренний рынок, то такая мера всё-таки должна была действовать до конца высокого сезона. То есть до изначально обозначенного срока — 1 сентября», — считает заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев.

Контрактов кого с кем? Кстати, с означенным «наполнением бюджета» за счёт экспорта нефтепродуктов тоже не всё ладно. Так, деньги от поставок в Индию там и остались, они как бы инвестированы в местные инфраструктурные проекты. Как будто в РФ некуда инвестировать — в 100 км от МКАД люди уже топят дровами, как при царе Горохе. То есть деньги попросту выведены из страны — хотели того власти или нет.

Цены на АЗС уже отреагировали на отмену экспорта, на ряде подмосковных заправок «народный» Аи-92 в понедельник стоил 51,5 рубля. Видимо, стоит готовиться к повышению цен. Власти обещают, что резким оно не будет, но верится в это с трудом.

«Памятуя о болезненном опыте прошлого года, правительству придется предпринять максимум усилий по недопущению необоснованного роста цен на мелкооптовом рынке и в рознице. Для сохранения догмата „динамика цены на АЗС не выше уровня инфляции“ будут задействованы все рычаги понуждения участков рынка, включая административные», — вещает заместитель председателя Комитета ГД по энергетике Юрий Станкевич.

Он, видимо, подзабыл, что на все попытки что-либо «отрегулировать» нефтяники отвечали дружным саботажем и власти вынуждены были идти на попятную. Собственно, сейчас происходит ровно то же самое. Реальные собственники российской нефтянки нажали — и экспорт снова разрешили. И вот куда это экспорт потом пойдет? Не на нужды ли ВСУ? «Броне» нужно много топлива для боевых действий.

Очень любопытно, почему это в ответ на атаки российских НПЗ, нефтебаз и прочих объектов на Украине до сих пор ударными темпами работает Кременчугский НПЗ? По нему стреляют, но как-то неохотно. Говорят, там даже пожар был после одной атаки нашего беспилотника. Но НПЗ-«призрак» работает. Или наши военные не могут по нему толком попасть? Так, чтобы дотла все выгорело.

Если кто не в курсе, это такая здоровая дура размером 3 км на 2,5 км, вся забитая ректификационными колоннами, резервуарами, трубопроводами и прочий сложной техникой. От границы завод недалеко, всего 350 км, для современных ракет это не расстояние. Вроде как наши летчики регулярно отчитываются, что обстреливают трансформаторные будки аж во Львове, до которого в разы дальше…

Во время Второй Мировой войны все НПЗ и заводы по производству искусственного топлива гитлеровской Германии активно бомбили, тем самым снижая активность Вермахта. Что-то в этом мире изменилось и танки с прочей боевой техникой нынче не питаются нефтепродуктами? Вроде как нет. А вот бандеровцы действуют именно по всем «правилам». И подобный дисбаланс, в совокупности с отменой запрета на экспорт бензина, выглядит очень странно.

Автор: Иван Рыбин

Источник: Свободная пресса, 21.05.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики