Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Юшков: От отмены запрета на экспорт бензина выиграют все

Юшков: От отмены запрета на экспорт бензина выиграют все

Правительство отменило действие временного запрета на экспорт бензина до 30 июня 2024 года. При этом ограничения сохраняются на период с 1 июля по 31 августа. Как это повлияет на рынок и отразится на ценах на топливо для редакции Publico прокомментировал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Игорь Юшков:

«Разрешение правительства опять экспортировать бензин стало логичным. Если этого не сделать, то НПЗ будут продолжать снижать объемы его производства, потому что запрет экспорта действует с 1 марта, и с этого времени, пускай небольшой, но профицит все равно был. Мы производили немного больше бензина, чем потребляли, потому что тогда автомобильный сезон не настал. Сейчас автомобильный сезон начинается, но при этом накопилось много готового топлива на топливных базах при НПЗ. Стратегических же хранилищ, куда можно было много бы заливать большие объемы готового бензина, у нас нет. Поэтому нужно расходовать то, что уже накоплено.

Тенденция же намечается тревожная: часть НПЗ уже начали сокращать объем производства бензина, потому что его просто некуда девать. К примеру, Киришский НПЗ сократил объемы производства бензина, хотя по нему не было атак со стороны украинских дронов. Это показывает, что рынок перенасыщен, и во многом из-за этого правительство разрешает опять экспортировать бензин, чтобы нефтяники по-прежнему не сокращали объемы производства. На экспорте они смогут дополнительно заработать, таким образом, это выгодно всем. И нефтяные компании получат дополнительную возможность дохода, и государство от того, что объем производства топлива будет возрастать. В противном случае, пришлось бы просто сокращать производство бензина и перенастраивать работу НПЗ.

Скажется ли это на рынке? Несмотря на то, что определенный переизбыток сформировался, все равно риск дефицита остается. Сейчас мы близки к балансу: сколько производим, столько, примерно, и потребляем. Переизбыток присутствует, но он совсем небольшой. Правительство в режиме мониторинга отпускает экспорт, пока это разрешение на месяц, чтобы посмотреть, что будет происходить на рынке. И если вдруг какие-то НПЗ пострадают от ударов или еще что-то подобное произойдет, возможно, правительство вернет запрет даже раньше означенного срока. В этом плане это все сроки и периоды очень условны.

Думаю, что каких-то скачков цены с момента начала экспорта не будет. Компании понимают, что если сейчас все ринутся экспортировать бензин, то очень сильно сократят поставку на биржу. Тогда цена на бирже подрастет, и это будет сигналом для правительства, для того, чтобы вновь вернуть запрет. Возможно, что между нефтяниками есть своего рода договоренность с правительством, что они не будут убирать свои объемы с биржи. И если возникнет какой-то ажиотажный спрос, то его смогут погасить своими поставками. Какие-то колебания на бирже вряд ли возникнут.

Важно отметить, что нет прямой корреляции между стоимостью топлива на бирже и ценой на розничных АЗС. Во многом это автономные истории, и государство де факто в ручном режиме может регулировать цены на рынке конечного потребителя, то есть на АЗС. Поэтому я думаю, что ни на бирже, ни, тем более в рознице какого-то взрывного роста цен на бензин не будет.

У нас постоянно подрастает цена в рознице, задача правительства – удержать ее в уровне инфляции. По 2024 году прогнозируемая инфляция будет около 8%, примерно на этот уровень поднимется и стоимость топлива. Цена на бирже подрастать тоже может, тем более что сейчас все более активно идет автомобильный сезон. Летом он достигнет пика, поэтому правительство так ненадолго разрешает экспортировать бензин, ведь неясно, какой объем спроса будет на внутреннем рынке. Спрос увеличивается ежегодно, но насколько он вырастет в этом году, пока непонятно, поэтому правительство оставляет себе возможность вновь ввести запрет.

Что касается внешних рынков – Ближнего Востока и других, то не стоит переоценивать наш объем экспорта бензина. Россия экспортирует нефтепродукты, но, в основном, дизельное топливо и мазут. Бензина мы экспортировали довольно мало. Мы присутствуем на внешних рынках, но для глобального рынка – это малозначительная история. Поэтому ни подорожания, ни взрывного падения цен не будет в зависимости от российских решений по экспорту бензина».

Источник: Publico, 22.05.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики