Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему нам так дорого обходятся коммунальные платежи? (аудио)

Почему нам так дорого обходятся коммунальные платежи? (аудио)

Ведущий программы «Персона грата» — Виталий Ушканов.

Минэкономразвития России вчера опубликовало честные данные, которые окончательно развеяли иллюзию, если она ещё кем-то владела, что в родной стране дешёвая вода и электроэнергия. Наши расходы на оплату коммунальных услуг составляют 10% от всех потребительских расходов и значительно превышают среднеевропейский уровень. Это при том, что у нас своя энергия, в Европе — энергия покупная и покупают её, как известно, у нас.

Гость программы — генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

— В стране высока доля всех потребительских расходов, которые уходят на оплату коммунальных услуг. Нам остаётся утешиться, наверное, только тем, что в Прибалтике доля таких расходов в два раза выше — 20%, у нас — 10%. Но они тоже ничего своего не имеют и покупают энергию. В чём дело? Почему нам так дорого обходятся коммунальные платежи?

СИМОНОВ: Я должен сказать о том, что мы говорим о доле расходов, но не о стоимости коммунальных услуг. Потому что, если мы переведём коммунальные платежи в доллары или евро, то в России они стоят меньше, чем в Европе. Хотя, я понимаю, что тут сразу начнутся возражения, что тогда надо сравнивать и зарплаты с европейскими и т. д. и т. п.

Конечно, очевидны те проблемы, которые существуют в нашем жилищно-коммунальном хозяйстве. Я бы выделил две из них. Первая проблема — это то, что не стоит забывать, что наше коммунальное хозяйство очень старое. В последние 20 лет им никто не занимался, да и в предыдущие годы советской власти коммунальное хозяйство было одной из чёрных дыр нашей экономики. По большому счёту, туда не доходили ни новации, ни современные трубы. Этим всем занимались по остаточному принципу — отсюда большое количество ветхого жилья, износ старого оборудования, разработки, связанные с энергосбережением, водосбережением, что пока для нас остаётся тёмным лесом, но постепенно эти технологии до нас доходят.

Сваливать на тяжёлое советское прошлое, конечно, не приходиться — вторая проблема связана с тем, что как было ЖКХ чёрной дырой — так оно ей и осталось, разве что может быть структура этой чёрной дыры поменялась. Почему? Потому что у нас ЖКХ, в общем то, частное. Лечили тогда эту болезнь очень просто, по рецептам 90-х, когда считалось, что надо только запустить рынок — и там всё само наладится. В принципе, то, что мы запустили рынок в жилищное хозяйство, привело к тому, что тарифы резко выросли, а качество услуг — нет. Мы натолкнулись на серьёзную проблему — когда частный бизнес приходит в какой-то из сегментов ранее сильно зарегулированный, он начинает думать не о том, как сделать лучше, а о том, как бы заработать больше. Зачастую это вещи несовпадающие.

Оказалось, что в «коммуналке» можно нормально зарабатывать. По сути, мы заменили государственную монополию частными «монопольками», но, тем не менее, прозрачности в этом сегменте всё равно нет. Понять, какие вообще затраты несут управляющие компании, мы не имеем. Понятно, что управляющие компании оказывают услуги по управлению домом и отдельно оплачивают покупку той же воды и газа. Но понимания, откуда берутся цены за коммунальные услуги, у нас нет. Данный сегмент вроде как стал частным, так как государство из этой проблемы попыталось устраниться, сказав, что теперь сами там разбирайтесь. Те же ДЭЗы превратились в управляющие компании, но суть от этого явления не поменялась.

Мы имеем по-прежнему слишком монополизированную отрасль — абсолютно не прозрачную. Понимания того, откуда там берутся затраты, издержки, прибыль — совершенно нет. Население сталкивается с растущими счетами — качество услуг не улучшается, сами граждане вообще не понимают, что происходит. Если разобраться внимательно, закон даёт возможность менять управляющие компании, даже самим управлять домом, потому что есть такое понятие, как ТСЖ (товарищество собственников жилья).

— Но на практике всё это достаточно сложно…

СИМОНОВ: Сложно, люди, к сожалению, не могут даже собрать в одном подъезде жильцов, не говоря уже о доме. Люди не понимают своих прав. Управляющие компании этим умело пользуются. Существует большое количество посредников между крупными монополиями и населением. Например, это связано со снабжением газом. Получается, что население платит за газ, а до крупных компаний платежи не доходят, получается, что у населения образуются неплатежи, а на самом деле они образуются у посредников, которые потом с этими деньгами исчезают. Такие явления, к сожалению, встречаются очень часто…

Полностью интервью слушайте в аудиофайле 

Источник: Радио России, 20.09.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики