Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Арктика - территория диалога

Арктика - территория диалога

В Архангельске, на базе Северного (Арктического) федерального университета с 21 по 24 сентября сентября проходит II международный Арктический форум «Арктика - территория диалога».

Форум проводится под эгидой Русского географического общества в ознаменование 300-летия со дня рождения великого русского мыслителя М.В. Ломоносова, который отмечается в ноябре.

Главной темой форума стало развитие транспортных путей в арктическом регионе.

Посол по особым поручениям МИД РФ Антон Васильев, который является постоянным представителем России в Арктическом совете, отметил ранее «Интерфаксу», что будут обсуждаться все вопросы, «но предполагается, что главной темой этого форума будет проблема транспортных путей и, прежде всего, Северного морского пути».

Ожидается, что в форуме примет участие премьер-министр России Владимир Путин.

«О значении, которое придает Россия этому форуму, говорит то, что на первом форуме у нас выступал председатель правительства Владимир Путин. Планируется его выступление и во второй раз», - отметил Васильев.

Дипломат также рассказал, что страны Арктического совета разрабатывают документ, который будет регламентировать добычу полезных ископаемых в Арктике и сотрудничество при ликвидации последствий возможных нефтеразливов.

«Мы надеемся, что он будет способен решить две задачи: первая, это охрана экологических систем в Арктике от возможных техногенных рисков. С другой стороны, мы надеемся, что это соглашение также защитит добросовестных производителей от попыток ограничить реализацию естественных конкурентных преимуществ под разного рода благовидными предлогами», - заявил Васильев.

По его словам, к работе над документом будут привлекаться как сотрудники заинтересованных ведомств стран-участниц Арктического совета, так и представители добывающих и природозащитных компаний.

По словам Васильева, у переговорщиков нет строгого временного лимита для подписания документа. Однако, как сказал дипломат, есть понимание, что человек уже идет в Арктику, поэтому «будем стараться вести эти переговоры не бесконечно, но, разумеется, со своим интересом».

Дипломат также отметил, что в Арктике в настоящее время нет проблем, для решения которых требовалось бы присутствие в регионе сил НАТО.

По его словам, там вообще нет вопросов, для решения которых нужна военная сила. «В Арктике есть вопросы, но у нас нет там вопросов, решение которых требует военной силы. В Арктике нам не нужно присутствие военно-политических блоков», -  сказал он.

Одновременно он опроверг существующую точку зрения о том, что в настоящее время идет милитаризация Арктики. «Иногда, действительно, пишут о гонке вооружения в Арктике, но я считаю, что это, мягко говоря, преувеличение», - сказал он.

Васильев согласился, что в настоящее время арктические страны уделяют больше внимания своему военному присутствию в регионе, однако заявил, что наращивание военного присутствия не носит масштабный характер и не должно вызывать беспокойство.

«На мой взгляд, это совершенно понятное, логичное и естественное явление. Оно имеет ограниченные масштабы и не является дестабилизирующим фактором, не говорит о развязывании гонки вооружений, мы говорим об обычных вооружениях в Арктике», - сказал он.

Вместе с тем, Васильев высказался за объявление Арктики зоной, свободной от ядерного оружия.

Как отметил Васильев, Россия укрепляет свое военное присутствие в арктических регионах страны, реагируя на изменение обстановки в регионе, вызванное, в том числе, и изменениями климата.

 «Возьмите, скажем, российскую действительность. Раньше наши северные территории, граничащие с Северным ледовитым океаном, с точки зрения защиты государственной границы надежно были прикрыты льдами и суровым климатом. Сейчас в силу изменения климата в силу того, что льды отходят, эти, примерно, 20 тысяч километров остаются без присмотра. Нам что, не нужны силы для того, чтобы защищаться?», - сказал он.

«Возьмите уже растущий довольно быстро объем перевозок по Северному морскому пути. Мы что, не должны обеспечивать безопасность этих судов?», - продолжил дипломат.

Кроме того, добавил он, военные принимают активное участие в поисковых и спасательных операциях, а в последние годы присутствие и активность человека в Арктике значительно возросла.

«Поэтому, мне кажется, что то, что сейчас происходит, а именно, ограниченное, взвешенное расширение военного присутствия в определенной степени является логичной реализацией суверенитета арктических государств, которые отвечают за безопасность своих северных границ и того, что происходит в Арктике. Это в особенности касается России, с учетом доли, значения, места России, протяженности наших границ в Северном ледовитом океане», - сказал Васильев.

Дипломат также рассказал, что российские военные активно сотрудничают с военными из других приарктических стран.

В качестве примера дипломат привел Норвегию и Канаду. « Унас очень хорошие связи между военными моряками России и Норвегии. Только что в Россию приезжал начальник генерального штаба вооруженных сил Канады. Мы договорились о том, что на следующий год мы проведем совместные заходы военных кораблей России и Канады в порты наших стран, даже, возможно, совместные учения», - сказал он.

Васильев подчеркнул, что Россия выступает за широкое международное присутствие в Арктике.

«Разумеется, мы прекрасно представляем себе, и, кстати, Северный морской путь этому ясное подтверждение, что очень многие наши естественные конкурентные преимущества в Арктике можно реализовать только в сотрудничестве с другими государствами, в том числе неарктическими», - сказал он.

При этом он подчеркнул, что «правила игры в регионе должны определять те, кто в нем живут».

Васильев рассказал, что в настоящее время многие неарктические государства и организации стремятся получить статус наблюдателя в Арктическом совете - центральной организации сотрудничества в регионе, в которую входят Россия, США, Канада, Исландия, Норвегия, Дания, Швеция и Финляндия.

В связи с этим, сказал он, Совет принял решение временно приостановить предоставление статуса наблюдателя при этой организации для того, чтобы выработать общие принципы предоставления такого статуса и регламентировать отношения между членами и наблюдателями.

Напомним, арктический форум будет уже вторым. Первый состоялся в Москве в сентябре 2010 года.

Как отметил Васильев, по оценкам других членов Арктического совета московский форум был очень успешным. «Этот форум очень быстро стал авторитетным.

Россия заявила на нем о себе как о лидере в арктическом регионе. Но иного и быть не может, ведь половина Арктики - это Россия», - сказал он.

Как пояснил Васильев, основной целью этих форумов является «взаимный обмен информацией и мнениями о тенденциях развития региона, установление контактов между людьми, а самое главное обмен идеями, мнениями насчет того, как нам лучше осваивать Арктику и сотрудничать в ней».

Комментирует Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности:

- Добыча в Арктике уже - не вопрос будущего, это тема настоящего. Мы в этом году запускаем природное месторождение. Активные работы ведутся на Ямале. Канада, США и Норвегия уже являются активными разработчиками Арктики. И Россия уже тоже к этому клубу присоединяется. И достаточно крупный в этом плане успех. Плюс Роснефть и ExxonMobil договорились о совместном освоении Арктики.

Надо понимать, что легко извлекаемая нефть в мире заканчивается, и неизбежно человечество будет смещаться в труднодоступные регионы. То, что раньше никого не интересовало - теперь интересует всех.

Арктика с точки геологии изучена пока плохо. Но те данные, которые есть, позволяют прогнозировать достаточно большие запасы. Причем, по оценкам западных геологов, речь идет не о нефтяных, а газовых месторождениях. Нужно отметить, что эпоха нефти будет постепенно заканчиваться, и человечество будет переключаться на природный газ. Я думаю, что XXI век будет веком газа, также как XX век был веком нефти, а XIX - веком угля.

Наличие газовых месторождений добавляет интереса к Арктике. Данные западных геологов говорят о том, что основные запасы будут приходиться на российскую зону. Хотя на самом деле мы тоже понимаем, что тут есть юридические тонкости. До конца проблема. как делить Арктику - еще не решена. Потому что еще в 20-е годы XX века был принят принцип секторального разделения Арктики между арктическими государствами. Но что такое секторальный принцип? Брали побережье арктического государства и потом меридианы от Северного полюса до восточной или западной границы этого государства, и тем самым такой секторальный принцип проводили.

Но потом в 1982 году была принята конвенция ООН по морскому праву. Она вступила в силу в 1994 году, когда набралось нужное количество государств для ратификации. Россия ее ратифицировала позже, в 1997 году. Но дело в том, что секторального принципа в этой конвенции нет. Этой конвенцией установлена 12 мильная зона территориальных вод и плюс еще 200-мильная исключительно экономическая зона. Сегодня те проекты, о которых мы говорим, находятся в рамках этой 200-мильной экономической зоны. Но возникает вопрос: «Что дальше?» То есть, чьи дальше территории? Тут возникают сложности. Более ста стран эту конвенцию ратифицировали, а США - нет.

Надеялись, что Обама это сделает, но он так и не ратифицировал. Если бы арктические государства решили, что Арктика является их зоной интересов и разобрались, кому что принадлежит – было бы разумно. Потому что в эту Арктику уже лезут все кому не лень, даже те, кого там быть не должно. Например, периодически китайские суда отлавливаются в Арктике, хотя казалось бы - какое отношение Китай имеет к Арктике?

В свое время Китай купил единственный ледокол, который был у Украины, переименовал его в «Северный дракон». В результате этот ледокол там периодически отлавливается, в том числе в территориальных водах нашего государства. Китай периодически заявляет о своем военном интересе к этому региону. То же самое, я уверен, будет и с Индией, и с другими государствами.

Поэтому есть основные арктические страны – Россия, Норвегия, Штаты, Канада, Дания с Гренландией, которые вполне могли бы зафиксировать, что Арктика является их зоной ответственности, и дальше уже быстро этот регион поделить. С каждым годом это будет сделать все сложнее и сложнее.

Потому что сейчас есть очень сложная процедура этих открытий. Например, если вы считаете, что этот регион за рамками двухсотмильной зоны является продолжением геологической платформы, то вы подаете заявку в ООН, и она рассматривается. Но если говорить честно, ООН пока ни одной заявки не удовлетворила на этот счет.

Известна история по хребту Ломоносова. Мы претендуем на этот хребет, считая, что он является продолжением нашей геологической платформы. Россия подала несколько заявок в ООН, но они отвергаются, потому что Канада считает по-другому.

Напомню, что эта экспедиция с опусканием флага на Северном полюсе в батискафе тоже имела не только пиаровскую составляющая. После этого были собраны определенные доказательства, направленные в ООН, что хребет Ломоносова наша территория и нужно расширить границы континентального шельфа фактически до Северного полюса. Но эта заявка до сих пор не удовлетворена. Получается, что сейчас мы внутри арктических государств не можем разделить Арктику. Чем больше мы тянем, тем больше соблазн у таких государств, как Китай тоже туда залезть и сказать, что раз вы не можете, то давайте мы сами настругаем государственных секторов и тоже будем что-то добывать в перспективе.

Резюмируя могу сказать, что Арктика - регион крайне перспективный. Цены на энергоносители такие, что уже можно постепенно приступать к серьезному освоению Арктики. В рамках этой двухсотмильной экономической зоны России уже обнаружены неплохие месторождения. Но арктические государства должны быстрее решить правовые проблемы, разделить между собой Арктику, или, по крайней мере, зафиксировать, что Арктика является их зоной ответственности. Тянуть с этим не стоит, потому что соблазн залезть в Арктику есть даже у тех государств, которые зачастую и снега не видели.

Источник: Актуальные комментарии, 21.09.2011 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики