Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Мифы, от которых Януковичу придется отказаться

Мифы, от которых Януковичу придется отказаться

В субботу, 24 сентября, президенты России и Украины Дмитрий Медведев и Виктор Янукович вместе с премьером РФ Владимиром Путиным встретятся в Москве, чтобы обсудить наболевшие вопросы — речь пойдет, прежде всего, о российских поставках газа и членстве Украины в Таможенном союзе.

Российско-украинские газовые отношения накалены до передела. Все лето Украина занималась откровенным шантажом России по все направлениям, явно надеясь, что Москва испугается в первую очередь разрыва транзитного контракта от 19 января 2009 года, и перед угрозой новой остановки транзита в ЕС даст Украине долгожданную скидку. Этого не произошло. Киев поднимал ставку: угрозы становились все разнообразнее, а политические заявления — эмоциональнее. Сейчас властями Украины в общественное мнение страны запущено сразу несколько мифов, каждый из которых в реальности не выдерживает никакой критики.

Миф про цены

Тезис первый: «нас обманывают, и мы платим грабительскую цену за газ, которая гораздо выше, чем даже в Европе». Этот тезис Янукович использует очень активно! В интервью газете «Коммерсант» он прямо сказал: «Если посмотреть на реальные цены, например в Германии, то мы платим приблизительно на $200 больше». Эмоционально такие цифры производят, конечно, сильное впечатление. Другое дело, что никакого отношения к действительности эти рассуждения не имеют.

Удивительно, что, посещая 1 сентября одну из школ, президент Украины вспомнил, что его любимым предметом была математика. Удивительно потому, что логика подсчета цен со стороны Януковича остается загадочной. В третьем квартале российский газ стоит примерно 405 долларов в Германии, а на Украине — 355. Где тут 200 долларов переплаты?

А теперь давайте вернемся к знаменитому контракту от 19 января 2009 года. Вокруг него также построено несколько мифов. Главный касается так называемой «базовой цены». Многие на Украине уверены, что Россия «подкрутила» формулу, а базовую цену и вовсе взяла с потолка. На самом деле она имеет четкое обоснование. В 4 квартале 2008 года газ в Европе был очень дорогой. В Словакии он стоил как раз 470 долларов — и минус 20 долларов стоил транзит по Украине. Отсюда и базовая цена в 450 долларов.

Украина, правда, считает, что базовой должна быть средняя цена поставки российского газа на Украину в 2008 году. Но это абсурд! С 1991 года цена на газ для Киева была абсолютно нерыночной. Стоимость газа все годы независимости была дотационной, Украина жила в другой «газовой реальности», где рынку вообще не было места. Собственно, в этом и был смысл контракта 2009 года — цена теперь привязана к европейскому уровню. То есть она не является волей России, а имеет четкую корреляцию со стоимостью углеводородов в Европе.

Сегодня цена на российский газ определяется на основе цен на мазут и дизельное топливо в Италии за предыдущие 9 месяцев. Украина считает, что это неверно, и лучше считать цену не от нефтепродуктов, а напрямую от газа. И не в Италии, а в Германии. Иными словами, берем цену на российский газ в Германии и вычитаем цену доставки от границы РФ-Украина до границы Чехия-Германия. Парадокс в том, что если сегодня посчитать цену по такому принципу, мы получим примерно те же 355 долларов, что Украина и платит России. А вот министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко умудрился насчитать 230 долларов, и тут же назвал эту цену «справедливой». Уже много раз говорили, что такого понятия, как «справедливая цена» в экономической теории не существует. Но все же интересно, как же Украина умудряется так высчитать цену на газ по принципу net back, если вроде бы тут нет ничего сложного — берешь цену в Германии и вычитаешь стоимость транзита?

Фокус в том, что украинские власти по умолчанию применяют к принципу net back 100 долларовую скидку по Харьковскому соглашению. Хотя в нем предельно четко сказано, что скидка сохраняется только при неизменности контракта от 19 января 2009 года.

Такие вот маленькие хитрости — украинская власть хочет поменять суть договора от 19 января 2009 года в сторону уменьшения цены на газ, но при этом, вопреки всякой логике, из сниженной цены все равно вычитать «черноморофлотскую» скидку. Ну и плюс Украина, помимо сохранения харьковской скидки, хотела бы еще «незаметно» скинуть долларов двадцать.

Миф про уголь, сланец и СПГ

Второй популярный тезис: «а нам этот российский газ вообще не нужен»! Тут летом мы услышали целую россыпь фантазий. Квинтэссенцией, пожалуй, стало выступление Юрия Бойко 7 сентября, когда он заявил, что Украина намерена, начиная с 2015 года, сократить закупку газа за рубежом с нынешних 40 миллиардов кубометров в год до 12,5 миллиарда. Причем это будет не только российский газ — 5 млрд кубометров газа Украина намерена покупать в Азербайджане.

Это откровенный блеф. Давайте коротко проанализируем все наиболее значимые пункты этого «украинского похода за энергетической независимостью».

Прежде всего — сланцевый газ. Бойко обещал уже в 2012 году добыть 1 миллиард сланцевого газа, а в 2013–2014 годах выйти на ежегодный уровень добычи в 2 млрд кубометров газа. На самом деле добыча сланцевого газа требует серьезнейшей технической подготовки. Сегодня Украина стартует с нуля — а за год развернуть промышленную добычу сланца просто нереально. Добыча сланцевого газа — весьма сложный с технической точки зрения процесс, требующий постоянного горизонтально бурения и гидроразрыва пластов. Для этого нужно большое количество буровых установок, огромное количество воды, а также система газопроводов для распределения добытого газа. Такой проект за год реализовать просто невозможно. В Европе много лет говорят про сланец, но никто еще не начал добычу в промышленных объемах.

Нереальны и планы сверхбыстрого снижения потребления энергии — подобный сценарий возможен только в случае почти полной остановки украинской промышленности, чего, к счастью, не случилось даже в кризисном 2009 году.

Переход на угольную генерацию (хотя он технически вполне возможен) также потребует времени и инвестиций. Причем этот шаг сложно будет объяснить Евросоюзу с его экологическими приоритетами, слабо стыкующимися с таким грязным топливом, как уголь. Раньше Украина еще собиралась построить четыре атомных станции — но «атомный ренессанс» в Европе закончился.

О поставках газа из других стран. Поскольку газ из Туркмении можно получать только через российскую территорию, Украина активно заговорила про возможность получения газа по морю. Еще в 2010 году началась активная PR-кампания по продвижению СПГ-терминала под Одессой.

Бойко бодро отрапортовал, что Украина скоро сможет получать природный газ по цене 190 долларов за тысячу кубометров из Египта. Однако, после того, как Египет погрузился в политический хаос, остается неизвестным — а вообще, в курсе ли были власти этого государства, что им скоро предстоит отгружать СПГ в Украину по таким ценам? В любом случае, про СПГ-терминал предпочли забыть. Обещанный осенью 2010 года тендер на проектирование терминала по приему судов с СПГ проведен не был. Но летом-осенью 2011 года, естественно, про СПГ опять вспомнили.

В сентябре Украина даже выбрала испанскую компанию Socoin для разработки ТЭО будущего терминала по приему сжиженного природного газа на побережье Черного моря. Строительство терминала мощностью 10 миллиардов кубометров в год власти Украины оценивают в 2,5 миллиарда долларов. Которых, правда, нет. Но дело даже не в этом. Вопрос — а откуда Киев получит СПГ? Пока Украина говорит про 5 млрд азербайджанского газа. Что на самом деле является абсолютным фантомом. Дело в том, что весь нынешний газ Азербайджана уже пристроен. Рост поставок возможен только со второй очереди месторождения Шах-Дениз. А запуск этого проекта намечен на 2017 год. Кроме того, в потенциальной очереди на этот газ стоит уже три европейские трубы: Nabucco, TAP и ITGI. Без азербайджанского газа европейский проект «Южного коридора» рухнет. Европе нужен весь газ из Баку — и Киев тут совершенно не к месту.

Мифы про Тимошенко и будущее «Нафтогаза»

Еще одним элементом шантажа является попытка признать контракт от 2009 года недействительным. Было выбрано два пути. Первый — через суд над экс-премьером Юлией Тимошенко, начавшийся в конце июня. 5 августа Тимошенко была арестована по обвинению в служебном преступлении (в виде заключения газового контракта по завышенным ценам, без согласования с правительством).

Ставка Януковича в этом вопросе была на то, что Европа промолчит, а Россия прогнется — испугавшись новой газовой войны. Но Россия сохранила свою позицию, не испугавшись украинского блефа. А Европа не промолчала. Она публично высказалась по поводу суда над Тимошенко. Представитель Еврокомиссии в Киеве Пинто Тейшейра прямо заявил, что результаты парламентских выборов 2012 года в Украине не будут признаны, если в них не будет участвовать Тимошенко.

Еврокомиссар Штефан Фюле на встрече с Виктором Януковичем на ялтинском форуме 16 сентября пошел еще дальше. Он заявил от имени Европейской комиссии, что Украина должна изменить законодательство и не судить Тимошенко. По словам Фюле, «если бывший премьер-министр окажется в тюрьме, отношения между Украиной и ЕС будут другими». Министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт отметил то же: «Я не хочу сказать, что кто-то святой, но этот процесс проводится по законам, которые не используются в европейских странах и не должны существовать в Украине, если Украина хочет двигаться в сторону Европы».

Второй путь — через реструктуризацию «Нафтогаза». Точнее, вначале Украина говорила про реструктуризацию. Но потом, видимо, внимательно прочитав ст. 9 контракта от 19 января 2009 года, реструктуризация была заменена на ликвидацию. По контракту, в случае реструктуризации одной из сторон она обязана назначить правопреемника. А вот про ликвидацию там ничего не говорится. Таким образом, реструктуризация «Нафтогаза» использовалась как способ оказать дополнительное давление на Россию. Но потом возникла идея вообще заявить о ликвидации компании. Хотя ясно, что с точки зрения эффективности разделение «Нафтогаза» на несколько частей ни к чему не приведет. Но речь уже не об эффективности, а о том, как избавиться от обязательств «Нафтогаза» перед «Газпромом».

Насколько мне известно, из Брюсселя в Киев пришел и сигнал о том, что выход из договора будет расценен как абсолютное наплевательство Украины на нормы международного права.

Не мифы, а реальность

Все эти киевские страшилки — пустые разговоры. А вот снижение транзита через Украину — это уже суровая реальность. Но — первая нитка «Северного потока» готова. Более того, построен и газопровод OPAL, который соединяет первую нитку «Северного потока» с конечными потребителями в Европе. Это как раз и позволит перенаправлять часть украинского транзита. В результате его объем сократится примерно на 20 млрд кубометров в год. Прямые потери Украины при нынешних ставках транзита составят не менее 700 млн долларов.

Вообще-то «третья газовая война» Киеву вовсе не нужна. Видимо, понимая это, премьер Украины Николай Азаров заявил на днях о необходимости поиска компромисса. Может быть, под этим подразумевается возврат к идее трехстороннего консорциума с участием европейских компаний? Скажем, с немецким E.On. «Газпром» владеет контрольными пакетами в газотранспортных компаниях всех трех стран Балтии — и ничего страшного с ними не происходит. Так что, эта тема, по крайней мере, обсуждаема. Но власти Украины, прежде всего, должны публично признать, что Россию придется допустить к контролю за украинской газопроводной системой. И в этом, кстати, нет ничего страшного. Наоборот, это единственный шанс Украины сохранить себя в качестве транзитной страны.

В общем, Киев фактически объявил о готовности хоть завтра начать газовую войну, но так ее и не начал. Как принято говорить, точка невозврата еще не пройдена. План давления на РФ и ЕС не удался. Именно поэтому накануне визита президента Украины Виктора Януковича премьер Николай Азаров выступил с целой серией примирительных заявлений. И это на самом деле радует. Значит, Киев сохранил способность договариваться. По крайней мере, до субботы мы в это верим.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Источник: РИА Новости Украина, 23.09.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики