Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Еврокомиссия атакует «Газпром»

Еврокомиссия атакует «Газпром»

Представители Еврокомиссии и национальных антимонопольных органов нескольких стран Евросоюза провели 27 сентября проверки в 20 европейских газовых компаниях, с которыми сотрудничает «Газпром» или имеет в них долю. Проверена была и важнейшая «дочка» «Газпрома» в Европе – Gazprom Germania, на которую оформлена значительная часть активов «Газпрома» в странах ЕС.

Официально Еврокомиссия утверждает, что в нарушении антимонопольного законодательства подозреваются сами европейские компании, являющиеся «добывающими поставщиками» (совмещающими оба вида деятельности). Однако не вызывает особого сомнения, что на деле Еврокомиссия именно «Газпрому» пытается показать серьезность своих намерений по противодействию экспансии российского газового концерна. Напомним, недавно против проекта South Stream публично выступил еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер, причем в необычно жесткой для себя форме. Ранее же Эттингер выдерживал скорее нейтральную линию поведения и воспринимался «Газпромом» в качестве более удобного партнера, чем его предшественник в Еврокомиссии – Андрис Пиебалгс.

Скорее всего, Еврокомиссия все же не рискнет доводить дело до крупных оборотных штрафов с партнеров «Газпрома» в ЕС. Найти быструю замену газпромовскому газу Брюссель все еще не может, что вынудит руководство Евросоюза действовать осторожнее. Отметим, что до сих пор все попытки Еврокомиссии войти в качестве третьей стороны в процесс заключения коммерческих договоров между энергетическими компаниями (например, между «Газпромом» и его европейскими контрагентами) заканчивались ничем. Компании не спешат приглашать еврокомиссаров за столы переговоров, а национальные правительства не торопятся передавать ключевые права госрегуляторов по энергетике в Брюссель. Пока максимум, чего добилась Еврокомиссия, — это начало внедрения норм «Третьего энергопакета», но и в этом случае конкретный способ и глубина имплементации антимонопольных принципов в национальные законодательства остаются за правительствами конкретных стран. Многие из которых настроены скорее продолжать (и даже расширять) партнерство с российским концерном.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики