Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий за сентябрь 2011 г.

Топ-лист событий за сентябрь 2011 г.

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за сентябрь 2011 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Определенность во власти

    Владимир Путин идет в президенты, а Дмитрий Медведев – в премьеры. Для нефтегазового комплекса это самое значимое событие. Все мы понимаем, что ключевым элементом управления нефтегазовым комплексом в России является Владимир Путин, и поэтому естественно, что от конфигурации власти очень многое зависит. Это было ожидаемо, что Путин возвращается в президенты, что он попытается снизить риски коллапса той системы, которую создал. Но много интриг сохраняется: кто будет курировать нефтегазовый комплекс в правительстве? Вернется ли правительство к модели первых двух сроков Путина, когда нефтегазовым комплексом управляли из президентской администрации? Какова будет роль компаний? Т.е. с точки зрения отрасли интрига, безусловно, не умерла, и до мая 2012 г., когда пройдет инаугурация нового президента, мы будем свидетелями серьезных аппаратных боев.

  2. Визит Виктора Януковича в Москву и отсутствие прогресса по газовым переговорам

    Многие восприняли визит украинского президента чуть ли не как конец «газового» сериала, однако на самом деле ничего не произошло. Были очень благожелательные заявления премьера Николая Азарова, министр Юрий Бойко летает в Москву в офис Газпрома, как на работу, но мы пока не видим решения проблемы: цена остается прежней, формула остается прежней, собственность на трубу остается прежней, т.е. ни один из ключевых вопросов не решен. Между тем, 11 октября суд должен будет огласить приговор по делу Юлии Тимошенко. Если приговор будет обвинительным, значит, теоретически, 12 октября может уже не быть контракта на транзит газа.

  3. Обыски в европейских офисах компаний, связанных с Газпромом

    Это событие неожиданно своими масштабами. Европейцы вели себя по-российски, потому что всегда, когда говорят про ужасную Россию, вспоминают про обыски и выемку документов из офисов компаний. Но отдадим должное, в Европе это происходило более цивилизованно. В операции задействованы несколько сотен чиновников, при том что их аргументы звучат достаточно смешно: якобы, это реакция на письмо Литвы. Но, чтобы изучить ситуацию в Литве, не нужно изымать документы в Вене и в Берлине. Т.е. совершенно очевидно, что это демонстративная акция, которая показывает, что Европейский Союз, к огромному сожалению, по-прежнему рассматривает Россию не как партнера, а как угрозу. Из головы европейских чиновников не выходит образ медведя, сидящего на трубе.

  4. Решение Турции не продлять контракт на поставку российского газа

    Из решения Турции не продлять контракт 1986 г.многие поспешили сделать вывод, что на рынке профицит газа и Анкара легко отказывается от российских поставок. В 2010 г. Турция купила 18 млрд. кубов российского газа, а законтрактовано 24 млрд. кубов. Т.е., исходя из нынешней ситуации, Турция может отказаться от этого контракта, при этом, не приобретая нового газа. В погоне за диверсификацией Анкара набрала достаточно большое количество газа, и теперь с точки зрения вариантов поставок у нее получается порядка 30-процентного профицита. Но многие думают, что так будет и во всех европейских странах, что у всех будет возможность брать газ, откуда они хотят. Не стоит забывать, что Турция в этом плане выгодно отличается от ЕС: у нее есть прямой путь поставок газа из России («Голубой поток»), у нее есть возможность покупать иранский газ, который по политическим мотивам Европе недоступен, рядом - Азербайджан. Поэтому турецкая модель для ЕС не применима. Турция – это очень серьезная головная боль и главная проблема с точки зрения реализации «Южного потока». Но европейцы зря думают, что Турция будет их партнером. Совершенно очевидно, что в обмен на реализацию проекта «Южный коридор» Турция потребует от Европы прежде всего очень серьезных политических уступок.

  5. Подписание нового партнерского соглашения по «Южному потоку»

    Если в «Северном потоке» было три европейских страны, то теперь и в «Южном потоке» участвует три европейских страны. Это уже не просто российско-итальянский междусобойчик, а действительно российско-европейский проект. Другое дело, что пока вопросы по нему остаются и у каждого из европейских партнеров были свои интересы по вхождению в проект. Есть проблема той же Турции, есть проблема ЕС, который не хочет предоставлять статус исключения из третьего пакета, поэтому, конечно, подписание этого соглашения не означает, что проект со 100-процентной вероятностью состоится.

  6. Запуск трубы Сахалин – Хабаровск – Владивосток

    Труба построена. Вопрос теперь – что с ней делать? Рынка сбыта газа ни на Сахалине, ни во Владивостоке, ни в Хабаровске такого нет. Возникает идея построить в конце этой трубы завод по сжижению газа. Конечно, это будет очень серьезной новацией, потому что, если учесть еще трубу с сахалинских месторождений, то, в общем-то, до завода расстояние будет превышать две тысячи километров. Никто в мире не строит такую длинную трубу, чтобы в конце поставить завод по сжижению газа. Конечно, в следующем году на форуме во Владивостоке мы покажем наш газ, но будущее трубы не очевидно. Скорее всего, эта труба «потянет» за собой другие решения: например, спешное строительство трубы из Якутии, а это, в свою очередь, может вызвать вопрос - не опередит ли строительство трубы ввод в действие новых газовых месторождений Якутии. Пока там даже не состоялось обещанное инвесторами еще на второй квартал 2011 г. финальное решение по Чингинскому газовому месторождению.

  7. Поправки к бюджету Газпрома на 2011 г.

    Бюджет резко вырос, что связано с увеличением расходов на трубопроводные проекты – тут и трубопровод «Сахалин-Хабаровск-Владивосток», и «Северный поток», и Грязовец – Выборг. Все эти проекты отняли много средств, что и привело к изменению бюджета. Задача Газпрома состоит в том, чтобы приоритет с труб переносить на добычу, ведь ставятся все более и более амбициозные задачи. К примеру, Владимир Путин говорит про триллион кубометров газа к 2030 году, но чтобы добыть этот триллион, нужно вкладывать деньги в месторождения, а не строить все больше и больше труб.

  8. Внеочередное заседание совета акционеров «Роснефти» и несостоявшаяся отставка главы компании

    Отставка не состоялась и ничего в этом нет сенсационного, но сам факт вброса этого слуха показывает, что, действительно, конфликт в элитах есть, он серьезный, ведутся «разборки» вокруг того, кто будет курировать ТЭК, а это напрямую связано с тем, кто будет возглавлять государственные компании. Безусловно, эта интрига сохраняется. Как минимум, до весны 2012 г. Эдуард Худайнатов должность сохранит, это точно. Дальше конфликт будет продолжен. Будем следить за новостями.

  9. Заявление генерального директора «Газпром экспорт» Александра Медведева о согласовании ценовых параметров по газовому контракту с Китаем

    Ясно, что это была некая реакция на европейские обыски: «Раз вы к нам так, то мы уйдем в Китай». Надеемся, что трезвомыслие возобладает и мы не будем спешить с подписанием этого контракта. Сейчас есть такой соблазн попугать Европу и спешно подписать контракт по газу, как это было в случае с нефтяным соглашением: подписали, а теперь, еще и года не прошло, мы готовы судиться с китайцами, потому что они по-своему трактуют положения контракта. Ни в коем случае нельзя давать Китаю повод «прогнуть» нас по ценовым вопросам. И кстати, г-н Медведев тут же сказал: «Все согласовано, кроме базовой цены». А как показывает пример Украины, базовая стоимость газа и является главной проблемой в наших отношениях. Так что, можно сказать, пока все-таки контракт с Китаем до конца не согласован.

  10. Решение совета директоров ТНК-ВР не назначать Максима Барского директором

    Это решение интересно с точки зрения перспектив компании ТНК-ВР. Отношения между акционерами по-прежнему очень скверные, иски миноритариев не отозваны, понятно, что за ними стоит одна из групп акционеров. И Барский в этом плане стал просто заложником ситуации, потому что каждая из сторон подозревает в нем агента другой стороны и, естественно, не доверяет. Теперь получается, что у ТНК-ВР нет директора (как мы понимаем, г-н Барский покинет со следующего года компанию, потому что не хотел бы работать в таком подвешенном состоянии), российские и британские акционеры смотрят друг на друга, как на врагов, и при этом компания все время озвучивает какие-то фантастические планы инвестиций, развития Восточной Сибири и газового кластера. Конечно, какие-то серьезные изменения должны произойти, ведь стороны были близки к разводу несколько лет назад - тогда чудом удалось «сохранить семью», но во второй раз эта «семья» конфликта уже не переживет.


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики