Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Логика приговора Юлии Тимошенко

Логика приговора Юлии Тимошенко

Семилетний срок заключения, назначенный украинским судом для экс-премьера «Незалежной», означает готовность команды Виктора Януковича идти ва-банк, рискуя одновременно своими отношениями и с ЕС/США, и с Россией. На «западном фронте» теперь подвисают громко заявленные планы евроинтеграции. На «восточном фронте» резко поднимаются ставки в противостоянии с «Газпромом» и Владимиром Путиным за новые условия газового договора.

Реконструированная логика украинской власти примерно такова: давить на партнеров как можно сильнее, шантажируя их представлением о том, что им Украина нужна больше, чем они Украине. В случае с ЕС команда Януковича надеется на действия европейцев в духе realpolitik– ведь многие в Евросоюзе действительно весьма недовольны возвращением Путина в Кремль и его заявлениями о перспективах создания Евразийского союза. Киев полагает, что страх перед «путинской экспансией» заставит ЕС простить Януковичу все отступления от демократии – только бы он дистанцировался от России. Примерно на эту же логику много лет рассчитывал Александр Лукашенко, периодически рисуя из себя борца с «имперскими устремлениями России». Однако надо напомнить, что полностью элиминировать ценностную составляющую из своей политики ЕС не может – вспомним, как Евросоюз не признал выборы президента Белоруссии 2010 года. Хотя многие эксперты, нацеленные на противодействие расширению российского влияния на постсоветском пространстве, активно рассказывали, что ЕС белорусские выборы наверняка признает – лишь бы не «толкать Лукашенко в объятия Кремля». Так что не факт, что ЕС поддастся на шантаж и полностью отбросит морально-ценностные аспекты сотрудничества с Украиной.

В случае с РФ команда Януковича также исходит из предположения, что бесперебойная работа украинских транзитных мощностей (на текущий момент) для России намного важнее, чем возможный доход от сохранения относительно высоких цен на газ для «Незалежной». Действительно, новое перекрытие транзита, если оно случится, будет крайне сильным ударом по «Газпрому» – ведь его действующие контракты обязывают в любом случае поставлять газ потребителю в точки приема, расположенные в европейских странах. Проблема транзитера, согласно этим контрактам, – это проблема поставщика. Однако и здесь нужно понимать, что российская сторона – подобно ЕС – может проявить твердость и тоже способна рискнуть и пойти до конца. А в случае все-таки перекрытия транзита (если Украина решится на такой шаг, объявив подписанные при участии Тимошенко контракты недействительными и не дождавшись «добровольной» скидки на покупаемый у «Газпрома» газ) Москва может начать с новыми аргументами раскручивать идею о ненадежности Украины. В которой, как только что увидели европейцы, «не уважают право». А раз так, то появляется хороший шанс убедить ЕС в необходимости строительства SouthStream и предоставления ему права исключения из антимонопольных правил 3-го Энергопакета.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики