Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Логика приговора Юлии Тимошенко

Логика приговора Юлии Тимошенко

Семилетний срок заключения, назначенный украинским судом для экс-премьера «Незалежной», означает готовность команды Виктора Януковича идти ва-банк, рискуя одновременно своими отношениями и с ЕС/США, и с Россией. На «западном фронте» теперь подвисают громко заявленные планы евроинтеграции. На «восточном фронте» резко поднимаются ставки в противостоянии с «Газпромом» и Владимиром Путиным за новые условия газового договора.

Реконструированная логика украинской власти примерно такова: давить на партнеров как можно сильнее, шантажируя их представлением о том, что им Украина нужна больше, чем они Украине. В случае с ЕС команда Януковича надеется на действия европейцев в духе realpolitik– ведь многие в Евросоюзе действительно весьма недовольны возвращением Путина в Кремль и его заявлениями о перспективах создания Евразийского союза. Киев полагает, что страх перед «путинской экспансией» заставит ЕС простить Януковичу все отступления от демократии – только бы он дистанцировался от России. Примерно на эту же логику много лет рассчитывал Александр Лукашенко, периодически рисуя из себя борца с «имперскими устремлениями России». Однако надо напомнить, что полностью элиминировать ценностную составляющую из своей политики ЕС не может – вспомним, как Евросоюз не признал выборы президента Белоруссии 2010 года. Хотя многие эксперты, нацеленные на противодействие расширению российского влияния на постсоветском пространстве, активно рассказывали, что ЕС белорусские выборы наверняка признает – лишь бы не «толкать Лукашенко в объятия Кремля». Так что не факт, что ЕС поддастся на шантаж и полностью отбросит морально-ценностные аспекты сотрудничества с Украиной.

В случае с РФ команда Януковича также исходит из предположения, что бесперебойная работа украинских транзитных мощностей (на текущий момент) для России намного важнее, чем возможный доход от сохранения относительно высоких цен на газ для «Незалежной». Действительно, новое перекрытие транзита, если оно случится, будет крайне сильным ударом по «Газпрому» – ведь его действующие контракты обязывают в любом случае поставлять газ потребителю в точки приема, расположенные в европейских странах. Проблема транзитера, согласно этим контрактам, – это проблема поставщика. Однако и здесь нужно понимать, что российская сторона – подобно ЕС – может проявить твердость и тоже способна рискнуть и пойти до конца. А в случае все-таки перекрытия транзита (если Украина решится на такой шаг, объявив подписанные при участии Тимошенко контракты недействительными и не дождавшись «добровольной» скидки на покупаемый у «Газпрома» газ) Москва может начать с новыми аргументами раскручивать идею о ненадежности Украины. В которой, как только что увидели европейцы, «не уважают право». А раз так, то появляется хороший шанс убедить ЕС в необходимости строительства SouthStream и предоставления ему права исключения из антимонопольных правил 3-го Энергопакета.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.
Налоговая политика в отношении нефтегаза в период бюджетного дефицита
Отношения Минфина и отрасли в эпоху «нефти по 100» складывались на основе «ножниц Кудрина» - доходы свыше отметки в 60 долларов за баррель просто срезались в пользу федерального бюджета. Но это позволяло нефтяным компаниям сравнительно спокойно относиться к падению цен на нефть и даже получать выгоду, как бы парадоксально это не звучало. Ведь обвал нефтяных цен традиционно сопровождается падением курса рубля, что выгодно экспортерам. Однако радоваться ТЭКу не пришлось. Столкнушвись с бюджетным дефицитом, Минфин все равно обратил свои взоры на отрасль, придумав для нее новые налоговые изъятия. Министерство получило мощный аргумент в свою пользу: добыча нефти в 2016 показывает рекордный рост, и это позволяет ведомству заявлять, что финансовая ситуация не так и плоха, как о ней рассуждают нефтегазовые компании. В результате бюджетная трехлетка (2017-2019 гг.) может стать для отрасли проблемной, хотя нефтегаз, наоборот, рассчитывал на запуск новой налоговой системы на основе налогообложения прибыли.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики