Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Логика приговора Юлии Тимошенко

Логика приговора Юлии Тимошенко

Семилетний срок заключения, назначенный украинским судом для экс-премьера «Незалежной», означает готовность команды Виктора Януковича идти ва-банк, рискуя одновременно своими отношениями и с ЕС/США, и с Россией. На «западном фронте» теперь подвисают громко заявленные планы евроинтеграции. На «восточном фронте» резко поднимаются ставки в противостоянии с «Газпромом» и Владимиром Путиным за новые условия газового договора.

Реконструированная логика украинской власти примерно такова: давить на партнеров как можно сильнее, шантажируя их представлением о том, что им Украина нужна больше, чем они Украине. В случае с ЕС команда Януковича надеется на действия европейцев в духе realpolitik– ведь многие в Евросоюзе действительно весьма недовольны возвращением Путина в Кремль и его заявлениями о перспективах создания Евразийского союза. Киев полагает, что страх перед «путинской экспансией» заставит ЕС простить Януковичу все отступления от демократии – только бы он дистанцировался от России. Примерно на эту же логику много лет рассчитывал Александр Лукашенко, периодически рисуя из себя борца с «имперскими устремлениями России». Однако надо напомнить, что полностью элиминировать ценностную составляющую из своей политики ЕС не может – вспомним, как Евросоюз не признал выборы президента Белоруссии 2010 года. Хотя многие эксперты, нацеленные на противодействие расширению российского влияния на постсоветском пространстве, активно рассказывали, что ЕС белорусские выборы наверняка признает – лишь бы не «толкать Лукашенко в объятия Кремля». Так что не факт, что ЕС поддастся на шантаж и полностью отбросит морально-ценностные аспекты сотрудничества с Украиной.

В случае с РФ команда Януковича также исходит из предположения, что бесперебойная работа украинских транзитных мощностей (на текущий момент) для России намного важнее, чем возможный доход от сохранения относительно высоких цен на газ для «Незалежной». Действительно, новое перекрытие транзита, если оно случится, будет крайне сильным ударом по «Газпрому» – ведь его действующие контракты обязывают в любом случае поставлять газ потребителю в точки приема, расположенные в европейских странах. Проблема транзитера, согласно этим контрактам, – это проблема поставщика. Однако и здесь нужно понимать, что российская сторона – подобно ЕС – может проявить твердость и тоже способна рискнуть и пойти до конца. А в случае все-таки перекрытия транзита (если Украина решится на такой шаг, объявив подписанные при участии Тимошенко контракты недействительными и не дождавшись «добровольной» скидки на покупаемый у «Газпрома» газ) Москва может начать с новыми аргументами раскручивать идею о ненадежности Украины. В которой, как только что увидели европейцы, «не уважают право». А раз так, то появляется хороший шанс убедить ЕС в необходимости строительства SouthStream и предоставления ему права исключения из антимонопольных правил 3-го Энергопакета.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия
Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики