Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Китай отказался платить $40 млрд аванса за российский газ

Китай отказался платить $40 млрд аванса за российский газ

Китай отказался платить $40 млрд аванса за российский газ, которые требовал «Газпром». Это ставит под вопрос строительство трубопровода на запад Китая: деньги были нужны монополии именно на эти цели. По сообщению китайских источников, стороны намерены теперь обсудить восточный маршрут поставок, более актуальный для Китая.

Контракт на поставку российского газа в Китай по западному маршруту не будет подписан до конца года. Об этом сообщает агентство «Интерфакс» со ссылкой на источник, близкий к руководству китайской CNPC. В ходе переговоров, проходивших в Москве со среды по субботу прошлой недели, идея о выплате «Газпрому» аванса за поставки газа в размере $40 млрд провалилась, пояснил собеседник причину задержки.

Китайскую сторону не убедило даже обещание «Газпрома» предоставить скидку к цене на газ в случае предоплаты (ранее источники сообщали, что она могла составить 10%).

Эта скидка не обеспечивала CNPC рентабельности не ниже 12–15%, что в Китае является обязательным требованием к инвестиционным проектам, пояснил источник.

О том, что «Газпром» требует предоплату поставок сразу по заключении контракта, стало известно в июле. Источники называли разные суммы – от $25 млрд до $40 млрд. Деньги нужны «Газпрому» на строительство трубопроводов, по которым газ пойдет в Китай.

Согласно предварительному плану поставок, они должны осуществляться по двум направлениям – западному (газопровод «Алтай» мощностью 30 млрд кубов в год) и восточному (труба от Хабаровска, 38 млрд кубов). Оба этих газопровода еще в проекте, причем отраслевые эксперты отмечали, что на обе трубы вполне хватило бы $25 млрд.

Представители CNPC тогда заявили, что это требование трудновыполнимо: у компании нет даже $25 млрд свободных средств, а следовательно, ей придется привлекать кредиты, обслуживание которых обойдется CNPC слишком дорого.

После провала переговоров по западному маршруту остается еще восточный. «Газпром» дал сигнал, что может перейти к его обсуждению, сообщает источник, близкий к руководству CNPC.

Российская сторона, по его словам, запросила китайцев, какую цену поставок они предполагают для восточного направления и в какой форме готовы участвовать в проекте.

В «Газпроме» информацию об изменении предмета переговоров не подтверждают. Официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов заявил «Газете.Ru», что переговоры с КНР по западному маршруту продолжаются и никаких предложений по поставкам через восточный трубопровод монополия не выдвигала. «На данном этапе западный маршрут является единственным предметом переговоров», – подчеркнул Куприянов.

Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов напоминает, что тема восточного направления поставок в Китай не поднималась с осени прошлого года. «Хотя как раз именно этот маршрут выглядит более логичным и актуальным для обсуждения», – указывает эксперт.

Восточный маршрут для Китая более актуален. На запад страны поступает газ из Центральной Азии, кроме того, Китая развивает в этом регионе собственную добычу.

А на северо-востоке страны сосредоточены базовые предприятия китайской тяжелой промышленности, но около 80% в энергобалансе на данный момент составляет уголь. Кроме того, одна из провинций северо-востока, Ляонин, может стать транзитной территорией, через которую российский газ может пойти в Южную Корею.

Здесь больше возможностей для маневра как у российских, так и у китайских переговорщиков, считает Симонов, в первую очередь по цене. Именно вопрос цены наиболее сложный в переговорах: «Газпром» настаивает на европейской цене (прогнозная средняя цена для Европы на этот год ожидается на уровне $350 за 1 тысячу кубометров, а в начале следующего около $450). Китай требовал снизить цену примерно на $100 за 1 тысячу кубов. В начале лета сообщалось, что стороны сблизили ценовые позиции, но окончательной договоренности до сих пор не достигнуто.

«По западному маршруту газ бы пошел из Надым-Пуртазовского района, – рассказывает Симонов. – Однако газ оттуда уже около 30 лет поступает в Европу, на него есть спрос и есть цена, предлагаемая странами ЕС. Зачем поставлять этот газ в Китай дешевле, чем его можно продать в Европе?»

По восточному направлению должен пойти газ из Восточной Сибири, в первую очередь из Якутии. Но этот газ еще нужно добыть.

«Здесь будут действовать иные принципы ценообразования, например якутский газ в Европу поставлять попросту невыгодно из-за расстояний, и при расчете формулы цены можно ориентироваться уже не на европейские, а на азиатские рынки, – говорит Симонов. – Наконец, можно пригласить китайцев в якутские проекты в качестве миноритариев, что также скажется на окончательной цене».

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.RU, 17.10.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики