Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Триллион на перспективу (аудио)

Триллион на перспективу (аудио)

Российское министерство природных ресурсов и экологии разработало программу разведки континентального шельфа России. Документ, утверждения которого ждут не только российские, но и иностранные нефтегазовые холдинги, должен определить порядок разработки перспективных месторождений нефти и газа

Предполагается, что на освоение потребуется до 225 миллиардов долларов, из которых свыше 40 миллиардов выделит правительство. А чтобы сделать проект более привлекательным власти готовы предоставить инвесторам серьезные льготы.

Один из главных и едва ли не судьбоносный документ для российского топливно-энергетического сектора будет рассматриваться на заседании правительства 17 ноября. Но уже сейчас государственная программа разведки континентального шельфа России находится на согласовании в министерствах.

Документ был подготовлен министерством природных ресурсов и экологии. Программа рассчитана до 2030 года. Основная задача — «энергетически безопасное развитие национальной экономики». Предполагается, что упор будет сделан на добыче на шельфе до 80 миллионов тонн нефти и до 210 миллиардов кубометров газа в год.

Правда, есть проблема — недостаточная изученность сырьевых запасов. Если о западноарктическом и дальневосточном шельфах известно много, то о восточноарктическом — крайне мало. Чтобы самые масштабные проекты были реализованы, необходимо активное привлечение иностранных компаний, признают в Минприроды. И власти готовы ликвидировать барьеры для этого, считает эксперт министерства Дарья Василевская:

»Для иностранцев, конечно, очень привлекательна работа на российском шельфе. Особенно с учетом того, что он очень большой и обладает колоссальными потенциальными ресурсами углеводородного сырья. Но есть достаточно большое количество сдерживающих моментов. Самый основной — действующее российское законодательство, которое говорит, что право пользования недрами в настоящее время могут получить только две компании — «Роснефть» и «Газпром». Поэтому наша программа построена на этих двух вариантах развития событий. Вариант № 1 — мы его называем инерционным, имея в виду, что работать будут только две компании. И второй вариант — инновационный, который предполагает расширение состава возможных недропользователей, включив в него и иностранных инвесторов».

Стоимость реализации всей госпрограммы с учетом инвестиций частных компаний оценивается от 200 до 225 миллиардов долларов. При этом государство готово как напрямую финансировать проекты, так и помогать льготами. Без них обеспечить экономическую привлекательность будет сложно, полагает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник:

«России нужно будет решить две задачи. Первая — привлечь иностранных инвесторов в качестве участников стратегических альянсов, подобных Роснефти с Exxon. А чем можно привлечь? Необходимо предоставить налоговые и другие преференции со стороны государства. В одиночку российским компаниям справится со сложными промысловыми базами в Арктике и на Дальнем Востоке будет сложно».

Вклад государственного бюджета в программу составит более 40 миллиардов долларов. И эти инвестиции с лихвой окупятся. По оценке Минприроды, доход государства составит только к 2030 году более 230 миллиардов долларов. Правда, быстрых денег ждать не стоит. Для разработки месторождений нет инфраструктуры. В программе указано, что только на геологоразведку уйдет 3 года, а сама разработка начнется не раньше, чем через 6 лет, рассказал аналитик инвестиционной группы «Норд-Капитал» Владимир Рожанковский:

«Это действительно долгосрочный проект, аналогов которому в России нет. До этого большинство проектов были рассчитаны на окупаемость в течение 5–10 лет. Мы же говорим о как минимум 20-летнем проекте, для которого сейчас нет даже инфраструктуры. Это значит, что только первый этап — геологические исследования — займет один-два года. Затем компаниям необходимо создать инфраструктуру, купить флот, чтобы начать строительство буровых платформ. На этот процесс, на проверку безопасности оборудования уйдет не менее 5–10 лет».

Пример успешного сотрудничества на шельфе уже есть — это проект «Сахалин». А совсем недавно Роснефть договорилась с Exxon Mobil о разработке месторождений на шельфе Карского и Черного морей. Но проблема в том, что никто никогда не добывал сырье в сложных условиях Крайнего Севера. И инвесторам потребуются детальное технико-экономическое обоснование проекта и поддержка государства, говорит заместитель председателя правления Абсолют Банка Евгений Ретюнский:

«Я думаю, что это программа действительно вызовет интерес у инвесторов. По крайней мере, и западные, и российские компании демонстрировали заинтересованность, что подтверждается успехом проекта „Сахалин“ и других. Мы также видим серьезный интерес к арктическим проектам. Я полагаю, что решающим станет оценка экономической эффективности — насколько прибыльными будут эти проекты».

Российские госкомпании — «Роснефть» и «Газпром», «Зарубежнефть» уже подали несколько десятков заявок на работы на шельфе. Если государство допустит к проектам частные компании и позволит участвовать иностранцам, по мнению экспертов, заявок будет на порядок больше.

Автор: Роман Мамонов

Источник: Голос России, 21.10.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики