Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > FT: ЕС хочет еще сильнее снизить потолок цен на российскую нефть

FT: ЕС хочет еще сильнее снизить потолок цен на российскую нефть

Еврокомиссия рассматривает вариант его понижения с 60 до 45 долларов за баррель. Среди других мер — запрет использования инфраструктуры «Северных потоков», включение в санкционный список новых российских банков и танкеров теневого флота. Эксперты считают, что реальный прицел Брюсселя — блокада балтийского маршрута

Еврокомиссия готовит новый пакет санкций, в котором предлагает снизить потолок цен на российскую нефть с 60 долларов до 45 долларов за баррель и одновременно ужесточить санкции против «Северных потоков», банков и теневого флота танкеров. Об этом пишет Financial Times со ссылкой на источники.

Чего добивается ЕС? Рассуждает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Само по себе это изменение действительно бессмысленное. Неважно, какой потолок цен, 60 долларов он или 45, все равно есть теневой флот, который перевозит российскую нефть, игнорируя подобные ограничения. Поэтому еще в 2022 году потолок цены стал неактуален благодаря теневому флоту. Да, сейчас российская нефть стоит ниже потолка цены, около 55 долларов за сорт Urals, и это позволяет нам использовать не только танкеры теневого флота, значит, конкуренция между ними возрастает и стоимость перевозки снижается, но это не очень большие изменения. Да, они для нас выгодны, но это кардинально ситуацию не меняет. Но если мы рассматриваем изменение потолка цены как элемент некой новой санкционной стратегии Запада в целом, то тогда для нас это, конечно, вызов, то есть здесь потолок цены является лишь одной из частей при попытке заблокировать фактически России Балтийское море. Мы видели множество попыток европейцев арестовывать танкеры, которые идут по Балтийскому морю за российской нефтью или уже загруженные, при этом в 17-й пакет было включено множество танкеров, используемых Россией для перевозки своей нефти. Можно предположить, что Европа в определенный момент попытается закрыть вход в Балтийское море судам того самого теневого флота, как раз-таки сказав, что теневые танкеры попадают в санкционные списки, а те, кто уже попал в санкционный список, не могут заходить в Балтийское море, потому что представляют определенную угрозу для Европы. То есть выработали критерии, раньше хотели сделать критерий — возраст судов, но оказалось, что в ту же самую Польшу заходят гораздо более старые суда, чем танкеры теневого флота российского. Поэтому выработали новый критерий: это есть или нет в санкционном списке танкер. И они дальше будут пополнять санкционный список, а с другой стороны, поставят вопрос: если вы хотите с Балтики хоть как-то вывозить свою нефть, тогда будьте добры, используйте обычные танкеры, а не танкеры теневого флота, и в рамках этой стратегии еще и понизят потолок цены. То есть хочешь использовать обычный танкер, будь добр, продавай не по 60 и выше долларов, а 45 долларов, не более того. С одной стороны, постоянно будет происходить пополнение санкционного списка российских танкеров, а с другой стороны — то самое понижение потолка. В какой-то момент мы можем увидеть объявление, что в Балтийское море через Датские проливы больше не пропустят танкеры, которые уже попали под санкции, это будет самый радикальный шаг. Вряд ли европейцы самостоятельно на него решатся, только при поддержке США, но в момент принятия этого шага уже надо, чтобы все остальные были готовы, то есть низкий потолок цены и большое количество танкеров, перевозящих российскую нефть, были уже под санкциями, поэтому это некий подготовительный скорее этап».

Еврокомиссия также предлагает запретить импорт в Евросоюз нефтепродуктов, произведенных на основе российской нефти. Но понять, какой продукт произведен на такой основе, нелегко, говорит директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев:

— Есть большие подозрения, по крайней мере у европейских чиновников, что часть экспорта нефтепродуктов из Индии изначально основана именно на российской нефти, возможно, еще из каких-то других стран. На самом деле российская нефть сейчас поставляется в три страны — Китай, Индию и Турцию, и в Европу если что-то и идет, то в основном из Индии. Администрировать эти поставки достаточно сложно, потому что нужно еще доказать происхождение нефти, а это не так просто. И это потенциально конфликтная ситуация с точки зрения взаимодействия чиновников Индии и Евросоюза. Разговоры об этом идут уже давно, такие подозрения тоже давно витают в воздухе, но как это осуществить в реальности, до сих пор до конца непонятно. Если вы знаете, на каком заводе в Индии произведен бензин, который вы закупили, или другой нефтепродукт, и при этом знаете, что этот завод потребляет в основном российскую нефть, то нетрудно провести причинно-следственную связь. Но далеко не всегда известно, с какого завода именно эти поставки: это может быть «портфельный» импорт, то есть продукция может идти с разных заводов и из разных источников, и поставщик не обязан раскрывать всю цепочку.

— Если они все-таки сделают это, то потеряют ли много? Наверное, найдут замену мазуту, бензину или тому, что они закупают?

— Речь идет не о таких больших объемах, поэтому замену найти можно. Это все сугубо политические игры: реальной экономической подоплеки под этим нет. Индия перенаправит эти поставки на другие рынки, произойдет простое замещение — здесь нет какой-то большой сложности ни для Индии, ни для ЕС.

Ограничения против российской атомной промышленности не вошли в 18-й пакет санкций ЕС. Вероятно, туда не войдут и меры против российского СПГ — ранее против них выступили Франция и Бельгия. Словакия и вовсе обещала блокировать любые санкции, если они нанесут ущерб ее интересам.

Пока Европа не может предложить ничего хотя бы отдаленно похожего на меры, которые предлагает американский сенатор Линдси Грэм (внесен в России в перечень террористов и экстремистов). Речь о законопроекте США о 500-процентных пошлинах в отношении России.

Серьезных рычагов у Европы нет, говорит гендиректор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев:

— Вводили и 16-й пакет, и 17-й, но оба они кардинально ничего не решают, большого ущерба не наносят. Что касается нового, 18-го пакета, то там озвучено расширение списка финансовых институтов, которые могут попасть под ограничения на предоставление услуг финансовых сообщений, и новые блокирующие санкции. Это неприятно, но мощного рычага для эскалации у них по большому счету нет. Они могут и дальше вводить меры против финансового сектора или энергетических компаний, но, думаю, большой погоды это не сделает, хотя проблемы отдельным институтам и компаниям создать может. Что касается теневого флота: для них он теневой, для нас — нет. Уже запрещено очень многое. Инфраструктура «Северного потока» и так не используется, более того, три ветки из четырех повреждены. Проект был в интересах Европы, потому что позволял не зависеть от стран-транзитеров, прежде всего Украины, взорвать его и запрещать — выстрел себе в ногу. Попытка повлиять на США через законопроект Линдси Грэма — это уже политический юмор: у самих решимости пользоваться таким инструментом, видимо, нет. А в США не факт, что документ пройдет: из 800 законопроектов по санкциям, внесенных за последние пять лет, законом стали лишь около 30. Не будем сбрасывать проект со счетов — он неприятный, но его существование еще не означает, что он станет реальностью.

— Получается, что они сейчас потопчутся-потопчутся и все сойдет на нет? Или это может вылиться во что-то?

— Это выльется в 18-й пакет санкций, который, несомненно, будет, но вряд ли принципиально изменит макроэкономическую ситуацию.

Тем временем японская Taiyo Oil Co получила партию российской нефти на танкере Voyager, внесенном в черный список как США, так и Евросоюзом, сообщает Bloomberg со ссылкой на данные отслеживания судов. Японцы приняли 600 тысяч баррелей сырой нефти Sakhalin Blend. Судно загрузили на терминале «Пригородное» на Сахалине еще 25 мая. Япония, по данным агентства, имеет право на импорт этой нефти в целях энергетической безопасности. Соответствующее исключение в санкциях ЕС продлено до конца июня следующего года, аналогичная льгота США действует до конца июня и, как правило, продлевается.

Проект 18-го пакета санкций против России будет представлен позднее, утверждение документа требует согласования всеми странами ЕС, отмечает Financial Times. Ранее Словакия и Венгрия заявляли, что могут выступить против новых санкций, а это осложнит обсуждение, отмечает газета.

Источник: BFM.RU, 10.06.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики