Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Венгрия готова отказываться от российской нефти взамен на сырье через Одессу

Венгрия готова отказываться от российской нефти взамен на сырье через Одессу

Венгрия, которую критикуют в ЕС за импорт российской нефти, готова отказываться от нее, если получит доступ к украинскому нефтепроводу Одесса-Броды. Эксперты полагают, что Будапешт лавирует, желая сохранить поставки российской нефти.

Венгерская Mol хочет получить доступ к нефтепроводу Одесса-Броды, чтобы получать альтернативную нефть, сообщил Bloomberg вице-президент Mol Сабольч Пал Сабо.

«Это будет означать доступ ко всем видам альтернативной нефти благодаря морскому сообщению, — заявил Сабольч Пал Сабо. — Этот нефтепровод будет служить безопасности поставок в регионе, ЕС и на Украине».

Теоретически это так, так как украинский нефтепровод соединяется с южной веткой «Дружбы», которая идет в Венгрию. А в Еврокомиссии настаивают, чтобы Будапешт отказался от российской нефти до 2027 года. Страна получила исключения из санкций о запрете импорта российской нефти и до последнего времени хотела продолжать закупки.

Еще один альтернативный маршрут проходит через Хорватию, однако в венгерской Mol обвиняют оператора в завышенных тарифах и нехватке мощности.

Будапешт при этом хочет, чтобы власти ЕС поучаствовали в проекте поставок по украинскому нефтепроводу, раз настаивают на отказе от российской нефти.

«Если ЕС непреклонен в том, чтобы регион отказался от надежного маршрута поставок, то он должен сыграть свою роль в создании реальной альтернативы», — сказал вице-президент Mol.

Ведущий аналитик ФНЭБ и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков полагает, что позиция ведущей нефтегазовой компании страны — это попытка Венгрии отбиться от давления, которое на нее оказывает Брюссель, и лавировать между собственными интересами и попытками других стран Запада заставить ее отказаться от российской нефти.

«То есть здесь логика похожа на то, что в Соединенных Штатах предлагают ввести против России. В документе речь идет о введении 500-процентных пошлин на товары из стран, которые покупают российскую нефть. В то же время появилась оговорка, что норма не действует, если страна помогает Украине. Вот Венгрия примерно по той же самой логике и говорит: оставьте нам возможность покупать российские углеводороды, потому что нам это выгодно, не давите на нас, а взамен мы, якобы, будем помогать Украине вот таким образом», — говорит Игорь Юшков.

По его словам, альтернативная нефть будет дороже, а прокачка по нефтепроводу — дороже. Кроме того, непонятно в каком состоянии находится сам нефтепровод Одесса-Броды, который почти никогда не использовался по прямому назначению.

«Были отдельные партии для Белоруссии из Азербайджана. А дальше поставки шли для самих НПЗ на Украине. Потому что тариф по нефтепроводу высокий», — замечает ведущий аналитик ФНЭБ.

Предложение использовать украинский нефтепровод — меньшее из зол для Венгрии, считает он.

«Думаю, что это все-таки попытка успокоить европейские власти. Сомневаюсь, что Венгрия позволит Еврокомиссии, Евросоюзу принять санкции, запрещающие покупку российской нефти. Одесса-Броды сможет работать для Венгрии, наверное, только в одном случае — если США действительно введут какие-то жесткие санкции против покупателей российской нефти, и Венгрия будет искать реальную альтернативу», — добавил Игорь Юшков.

Подобное мнение поддерживает и экс-директор «Оператора ГТС Украины» Сергей Макогон. Он сомневается, что работа нефтепровода возможна во время боевых действий.

«Сам трубопровод простаивает почти десятилетие, и его модернизация требует значительных инвестиций — миллиардов долларов», — пишет он в телеграм-канале.

Источник: EADaily, 09.07.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики