Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сезонность, борьба за рынки и развал: почему ОПЕК+ ускоряет свою добычу

Сезонность, борьба за рынки и развал: почему ОПЕК+ ускоряет свою добычу

Игорь Юшков — о том, как решение организации стран — экспортеров нефти влияет на мировой рынок и Россию 

Страны ОПЕК+ 5 июля согласовали очередное повышение объемов производства. В августе рост должен составить 548 тыс. баррелей в сутки. Это даже больше, чем было в предыдущие месяцы: в апреле ОПЕК+ увеличил добычу на 138 тыс. баррелей в сутки, а в мае, июне и июле наращивал производство на 411 тыс. ежемесячно. Однако не стоит считать, что это устойчивый тренд и ОПЕК+ теперь постоянно будет наращивать объемы добычи, еще и увеличивая темпы.

Причины

Организация явно синхронизировала свою деятельность с динамикой потребления топлива на мировом рынке. Примерно с апреля по конец октября во всем Северном полушарии длится автомобильный сезон, во время которого люди активнее перемещаются по сравнению с зимой. Это касается как личного автотранспорта, так и авиаперевозок. Соответственно, растет и потребление нефтепродуктов. Страны ОПЕК+, начав увеличение добычи как раз с апреля, предприняли попытку удовлетворить возрастающий спрос именно за счет предоставления рынку собственной нефти, не желая отдавать долю государствам, не входящим в организацию. Подобная стратегия создает риски определенного снижения цен в ноябре — декабре. Но к тому времени производство участников ОПЕК+ уже будет увеличено и от низких цен придется потесниться другим производителям, с высокой себестоимостью.

Тем не менее фундаментальной причиной решения ОПЕК+ восстанавливать добычу стала уверенность в росте потребления нефти в мире в целом. Уже много лет идут споры о том, закончился ли "век нефти" или в каком году произойдет "пик нефти" (наивысший уровень добычи и потребления, после которого объемы пойдут вниз). Но на практике мы видим, что, хоть электромобили и занимают переделенную долю на рынке, нефть по-прежнему остается востребованным товаром. По данным Energy Institute, потребление нефти в мире в среднем с 2014 по 2024 год росло на 1% в год, а в 2024-м — на 0,7% (это на 723 тыс. баррелей в сутки).

В июне 2025-го ОПЕК опубликовала прогноз, в котором подтвердила, что ожидает рост потребления нефти в мире в текущем году на 1,3 млн. баррелей в сутки по сравнению с 2024-м, а в 2026 году увеличение спроса оценивается еще на 1,2 млн. Однако в том же отчете указано, что в 2025 году рост добычи в странах, не входящих в ОПЕК+, может составить 0,6 млн. баррелей в сутки и 0,7 млн. баррелей в 2026-м. К таким игрокам относятся прежде всего США, Бразилия, Канада и Аргентина.

Таким образом, увеличение добычи странами ОПЕК+ — это еще и борьба за рынки сбыта.

Нюансы и прогноз

Важно пояснить, что увеличение производства касается не всех стран-участников, а только восьми государств — Саудовской Аравии, России, Ирака, ОАЭ, Кувейта, Казахстана, Алжира и Омана. В апреле 2023 года эти страны дополнительно, добровольно, помимо имевшихся у них квот, снизили свою добычу на 1,65 млн. баррелей в сутки, а в ноябре 2023-го снижение было увеличено до 2,2 млн. Теперь, когда ОПЕК+ объявляет о ежемесячном увеличении добычи, это возврат на рынок прежних объемов производства этих восьми стран. Таким образом, увеличение добычи в августе 2025 года позволит вернуть на рынок 1,919 млн. баррелей добычи нефти из сокращенных 2,2 млн.

Можно прогнозировать, что осенью рост добычи в странах ОПЕК+ будет замедляться. Это логично с точки зрения окончания автомобильного сезона 2025 года. Ведь тот объем нефти, который будет добыт в сентябре, переработают и поставят на розничный топливный рынок ближе к октябрю, когда постепенно спрос уже будет снижаться. К тому же для возврата на рынок всех 2,2 млн. баррелей нефти осталось повысить добычу всего на 281 тыс. А дальше можно взять паузу на зиму, чтобы позволить рынку "переварить" дополнительные объемы ОПЕК+.

Необходимость спешки

Новым фактором рынка, который подтолкнул восемь стран ОПЕК+ к ускоренному росту производства, стала ситуация вокруг Ирана. Прекращение огня между исламской республикой и Израилем, достигнутое при посредничестве США, подразумевает обсуждение и первопричины конфликта — иранскую ядерную программу. Администрация Трампа может пойти на ослабление санкций против иранской нефтяной промышленности в обмен на уступки по атому. И если такая сделка будет заключена, то Тегеран сможет увеличить добычу. В связи с этим восьми странам ОПЕК+ есть смысл поторопиться с тем, чтобы занять место на рынке, пока на него не вышли дополнительные объемы иранской нефти.

Риском для России остается возможное снижение цен из-за переизбытка предложения на мировом рынке. Однако без программы повышения добычи сделка ОПЕК+ могла и вовсе развалиться, что стало бы еще большим злом. Ведь тогда на рынок одномоментно вышло бы примерно 4,5–5 млн. баррелей в сутки, что обрушило бы цены в моменте до $20–30 за баррель. При этом период восстановления продлился бы от полугода до года.

В условиях больших оборонных и социальных расходов РФ сложно было бы адаптироваться к дополнительному сокращению доходов бюджета. А в нынешней ситуации мы можем зарабатывать за счет дополнительных объемов экспорта и избежать наихудшего сценария с развалом всего соглашения ОПЕК+.

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Опубликовано: ТАСС, 08.07.2025

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики