Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В Евросоюзе придумали для российской нефти плавающий потолок: «Чтобы не так глупо»

В Евросоюзе придумали для российской нефти плавающий потолок: «Чтобы не так глупо»

Вместо снижения потолка цены на российскую нефть до $ 45 за баррель Еврокомиссия предложит плавающий лимит. Эксперты полагают, что это более разумный подход Брюсселя в условиях, когда США не поддерживают идею ЕС, а сам потолок не соблюдается и на прежнем уровне.

«Ожидается, что Европейская комиссия на этой неделе предложит плавающий ценовой потолок на российскую нефть в рамках нового проекта пакета санкций, чтобы преодолеть сопротивление некоторых государств-членов», — сообщает Reuters со ссылкой на четырех дипломатов ЕС.

5 декабря 2022 года ЕС и страны «Большой семерки» установили лимит цен на российскую нефть для третьих стран в $ 60 за баррель. В этом году Еврокомиссия предложила снизить потолок до $ 45, так как снизились мировые цены на нефть.

Однако во время 12-дневной войны Израиля и Ирана цены подскочили до $ 80 и глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что вопрос стал неактуальным.

Более того, Великобритании и ЕС не удалось заручиться поддержкой президента США Дональда Трампа для снижения ценового потолка на встрече лидеров «Большой семёрки» в Канаде.

Теперь ЕС идет самостоятельно и разрабатывает механизм корректировки ценового лимита в зависимости от изменений мировых цен на нефть.

«Механизм всё ещё изучается и предусматривает более автоматизированный процесс пересмотра ценового лимита для его корректировки в соответствии с мировыми ценами на сырую нефть. Пока неясно, каким будет этот лимит, но отправной точкой будет чуть более 45 долларов», — сказал источник Reuters.

Агентство отмечает, что против снижения потолка выступили Греция, Кипр и Мальта, чьи судоходные империи перевозят российскую нефть и им запрещено это делать при превышении лимита цены.

Еще одно препятствие — Словакия категорически выступает против нового пакета санкций, тогда как для его принятия необходимо единогласное решение всех стран ЕС.

«Введение плавающего потолка цены — это более разумная идея регулирования со стороны Запада», — считает ведущий аналитик ФНЭБ и эксперт Финансовой университета при правительстве России Игорь Юшков.

Он отмечает, что Эстония угрожает не поддержать санкции, если не установят $ 45, но фиксированный потолок грозит ЕС репутационными потерями, так как в случае подорожания мировой нефти вырастет и стоимость российской.

«Россия при этом будет успешно экспортировать нефть в полном объёме, как и раньше. Это ещё раз покажет, что потолок цены никак вообще не работает, и они будут выглядеть вдвойне глупо», — говорит эксперт.

«На практике потолок цены сам по себе не работает, как он задумывался, и Россия, если продает ниже 60 долларов, то это происходит не потому, что потолок цены решили соблюдать, а потому, что такая рыночная ситуация складывается», — поясняет ведущий аналитик ФНЭБ.

По его мнению, при отсутствии поддержки Соединенных Штатов решение о новом потолке будет сложно принять даже на уровне Евросоюза.

Главный рычаг при снижении потолка цены — это запрет западным компаниям участвовать в перевозке российской нефти по более высокой стоимости.

Независимый промышленный эксперт Максим Худалов говорит, что доля судов из юрисдикции ЕС, перевозящих российскую нефть, сейчас менее 10%.

«Поэтому новый потолок вряд ли сможет надолго поменять ситуацию, а с учётом санкций против Ирана доля теневого флота в мире, скорее всего, будет расти. Европейские судовладельцы начнут избавляться от судов», — считает эксперт.

Источник: EADaily, 11.07.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики