Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефти переустановят потолок

Нефти переустановят потолок

Будут ли для РФ чувствительны новые ограничения цен на сырье

Еврокомиссия готова предложить «гибкий» потолок цен на российскую нефть. Чиновники в ЕС хотят от рыночных котировок автоматически отнимать по $15 за баррель, сообщает Reuters со ссылкой на четырех европейских дипломатов. Кремль, в свою очередь, подчеркивал, что потолок цен никак не влияет на экспорт ресурсов. Предложение Еврокомиссии рассмотрят на этой неделе в рамках дискуссий о новом проекте пакета санкций против России. Однако некоторые члены ЕС пока не согласны с такими ограничительными мерами. Авторы инициативы попытаются убедить сомневающихся коллег в необходимости таких рестрикций.

Сейчас действует аналогичное ограничение в $60 за баррель. ЕС понимает, что ситуация на мировом рынке сырья изменилась, полагает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков: «Очень большие колебания цен на нефть. Недавно наша нефть стоила ниже $60 за баррель (это сорт Urals в основном) просто потому, что мировая конъюнктура такая была, а не из-за того, что мы вдруг стали соблюдать потолок цены. После заявлений Трампа о пошлинах было падение, потом она держалась на низком уровне, потом, когда был риск перекрытия Ормузского пролива, наоборот, цена подрастала, мы были выше $60. Есть всегда риск показать, что потолок цены не работает.

Сейчас Эстония, например, говорит, что не примет 18-й пакет антироссийских санкций ЕС, если не введут новый потолок цены в виде $45 за баррель. Получается, ты потолок снизил, а российская нефть выросла в цене, и это еще раз покажет, что потолок не работает, значит, от чего-то другого зависят цены, и это не заставляет Россию продавать свою нефть дешевле. Принять новый потолок будет крайне сложно. Синхронности сейчас нет, и обсуждения даже нет. Скорее мы можем увидеть, что внутри Европы может установиться некая консолидированная позиция, что нужно гибкий потолок цены вводить. С другой стороны, они с этой позицией теперь могут выйти на уровень G7 и обсуждать с другими участниками, прежде всего, с Соединенными Штатами».

Колебания на рынках на фоне войны Израиля и Ирана сделали планку в $60 за баррель неактуальной, отмечает Reuters. Впрочем, новые санкции ЕС вряд ли серьезно ударят по российской экономике, считает эксперт нефтегазового рынка и доцент Финансового университета Валерий Андрианов: «Такие меры будут иметь очень низкую эффективность. Опыт введения предыдущих потолков цены на нефть показал, что данное ограничение практически не действует. Российский флот работает, невзирая на установленные потолки цен.

Данные ограничения, введенные Европой, будут беззубы, если их не поддержат США. Пока что нет признаков того, что Штаты присоединятся к такому потолку.

Но даже если предположить самый худший вариант, что это произойдет, то и в этом случае возможен обход данных ограничений. Те санкции, которые были введены Джо Байденом в начале нынешнего года, оказали некое негативное влияние на поставки российской нефти только в течение очень короткого периода, буквально нескольких месяцев. Потом удалось найти новые логистические цепочки, привлечь танкеры, не входящие в санкционные списки, а дисконт на российскую нефть увеличился на очень короткий период. Я думаю, в случае каких-либо новых ограничений со стороны Европейского союза повторится опять этот сценарий».

Четыре источника в ЕС рассказали Reuters, что Еврокомиссия разрабатывает механизм, который позволит скорректировать ограничение с учетом изменений мировых цен на нефть. Пока неясно, какой будет максимальная цифра, но отправной точкой может стать сумма примерно в $45 за баррель, уточнил один из собеседников информагентства.

Автор: Леонид Пастернак

Источник: Коммерсантъ FM, 11.07.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики