Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ЕС упорно пытается снизить потолок цен на российскую нефть до $45 за баррель: названы последствия

ЕС упорно пытается снизить потолок цен на российскую нефть до $45 за баррель: названы последствия

Эксперт Юшков назвал условия, при которых потолок цен на нефть нанесет реальный ущерб российской экономике

Эстония, будучи одной из стран Евросоюза, заблокирует 18-й пакет санкций против РФ, если в него не войдет пункт, предусматривающий понижение потолка цен на российскую нефть с $60 до $45 за баррель. С таким заявлением выступил глава МИД Эстонии Маргус Цахна, добавив, что у его страны «очень твердая позиция» на сей счет. Между тем вероятность включения этой меры в новый пакет антироссийских рестрикций Брюсселя, по мнению отечественных экспертов, невелика. 

Как напоминает издание Politico, в июне глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен предложила опустить ценовой потолок до уровня в $45 за баррель, но позже от этой идеи было решено отказаться из-за неопределенности на Ближнем Востоке. Однако власти Эстонии стоят на своем, считая это ограничение «самой сильной частью санкционного пакета». 

Накануне премьер-министр Словакии Роберт Фицо заявил, что Братислава не поддержит 18-й пакет, если Европейская комиссия не предложит реального решения ситуации с энергоносителями. Он также заметил, что остается сторонником продолжения поставок энергоресурсов из России в страны ЕС, поскольку их остановка негативно отразится на стоимости энергосырья и европейской конкурентоспособности. В свою очередь, на днях канцлер Германии Фридрих Мерц призвал руководство Словакии прекратить сопротивление и «открыть путь к 18-му пакету».

- Нельзя исключить, что пункт о снижении ценового потолка цены будет включен в новый санкционный пакет, но вероятность крайне мала, - рассуждает в беседе с «МК» эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. - Фундаментальная причина состоит в том, что само это правило было изначально инициировано и принято странами Евросоюза солидарным решением. Позже к нему присоединились государства G7 - США, Канада, Австралия. Поэтому возникает вопрос: если что-то менять, можно ли на сей раз обойтись без одобрения отдельных членов ЕС и тех же Соединенных Штатов? Думаю, нет. В Вашингтоне тема ценового потолка вообще не обсуждается, там на повестке дня стоит вопрос о принятии законопроекта Линдси Грэма, сенатора, признанного в РФ экстремистом и террористом.

Согласно ему, президенту даётся право ввести импортные пошлины в размере 500% на товары из стран, покупающих российскую нефть. Но вряд ли Трамп воспользуется этой возможностью, даже если Конгресс утвердит документ. В целом же позиции руководства ЕС и администрации Соединённых Штатов сильно различаются в плане санкций в отношении российского энергетического сектора.

- Чего же тогда добивается Эстония?

- Ни она, ни другие государства Балтии не имеют веского голоса в политических структурах ЕС. Свои заявления они делают, скорее, в имиджевых целях: мол, мы самые рьяные борцы с Москвой, и призываем усилить давление на неё. Проблема с понижением потолка цены в следующем: все понимают, что мера в нынешнем виде, при уровне ограничений в $60 за баррель, не работает так, как задумывали инициаторы, а значит, не заработает должным образом и при $45 за баррель. Впрочем, потолок всё же не дает РФ экспортировать сырье более эффективно. Если бы его не было, выросло бы число доступных для перевозки российской нефти танкеров, конкуренция среди них была бы выше, и стоимость доставки - ниже. А так нам приходится использовать теневой флот.

Замечу также, что наличие потолка цены (тем более, в $45 за баррель) может обрести подлинную значимость в том случае, если ЕС решится на перекрытие датских проливов для танкеров, которые включены в санкционные списки. Тогда ввозить нефть через Балтийское море с помощью теневого флота уже не получится, и придется обращаться к услугам судовладельцев, соблюдающих правило ценового потолка. Европейцы могут сказать: «Пожалуйста, пользуйтесь обычным флотом, а не теневым, и мы вас пропустим». Тогда да, понижение планки до $45 за баррель будет полностью оправданным, логичным шагом. В нынешние параметры мы сегодня в основном укладываемся по чисто рыночным причинам, поскольку мировые цены на нефть снизились примерно до $70 за баррель, а российский сорт Urals торгуется с учетом скидки (около $10) в районе $60 или ниже.

- По данным Минфина, нефтегазовые доходы России снизились в первом полугодии на 16,9%. Что с ними будет происходить дальше?

- Ценовой потолок здесь ни при чем. Напомню, ситуация связана с тем, что мировые цены на нефть существенно просели в начале апреля, когда Трамп объявил о своих пошлинах, а участники альянса ОПЕК+ - об увеличении размера квот на добычу. Однако если мы возьмем не этот достаточно короткий временной отрезок, а посмотрим на динамику внутри первого полугодия, то увидим, что ситуация улучшается. Будем надеяться, что цены вернутся в коридор хотя бы $70–80 за баррель и там закрепятся.

Автор: Игорь Боков

Источник: МК, 12.07.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики