Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовый заказ: РФ может начать разработку крупного месторождения в Мавритании

Газовый заказ: РФ может начать разработку крупного месторождения в Мавритании

Насколько проект усилит позиции России на континенте и как британцы подставили африканскую страну

Российские операторы могут подключиться к газовому проекту BirAllah в Мавритании, заявили «Известиям» в посольстве РФ. Его запасы оцениваются в триллионы кубометров, что делает его одним из крупнейших в Африке. Решение об участии иностранных инвесторов местные власти примут до конца года, а начало добычи запланировано на 2028-й. Развитие энергетического сотрудничества усилит влияние России в Африке. О новых перспективах РФ на континенте в нефтегазовой сфере — в материале «Известий».

Зачем России газовый проект BirAllah

Мавритания обладает значительными запасами углеводородов — новые возможности для сотрудничества открывает газовое месторождение BirAllah. Подключиться к проекту Россия может уже в этом году.

— Мавританская сторона ожидает предложений иностранных компаний по реализации перспективного газового проекта BirAllah. Сохраняется возможность подключения российских экономических операторов к разработке этого месторождения, — сообщили «Известиям» в посольстве РФ в Мавритании. — Аналогичным образом имеются перспективы участия компаний из России в добыче иных видов полезных ископаемых, которыми богата мавританская земля, — прежде всего, железа, золота, меди, урана. Имеется запрос на диверсификацию наших торгово-экономических связей, наращивание прямых контактов между экономическими операторами и бизнес-структурами двух стран.

Шельфовое месторождение BirAllah признано коммерчески рентабельным совсем недавно — в 2019 году. При этом разведанные запасы уже оцениваются в 2,27 трлн куб. м газа, а ожидаемая годовая добыча составит 10 млн т СПГ. В перспективе эти ресурсы способны преобразовать энергетический сектор всего региона. С началом его эксплуатации в 2028 году Мавритания станет одним из крупнейших экспортеров газа после Алжира, Нигерии и Египта, а также ключевым региональным игроком в Африке.

К слову, в России извлекаемые запасы газа составляют 67 трлн куб. м — по разным оценкам, это обеспечит энергетическую безопасность нашей страны на ближайшие 90 лет.

Месторождение BirAllah расположено на глубине 2,5 тыс. м. Для его эффективной разработки требуется современное технологическое оборудование, которое в перспективе сможет предоставить Россия, обгоняя энергетических конкурентов из других стран.

С другой стороны, именно инвестирование в этот проект может создать для РФ лишнего конкурента.

— Чем больше будет производиться газа в мире, тем меньше будет цена. И в том числе это повредит нашему экспорту как на азиатские рынки, так и остаткам нашего экспорта на европейском рынке. Россия могла бы извлечь прибыль, если кто-то будет покупать наше оборудование для газовой промышленности. Поэтому мы, скорее, заинтересованы в том, чтобы в той же Мавритании и соседних странах вообще развивалось потребление газа, — предупреждает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве России Игорь Юшков.

Но здесь есть ряд ограничений: часть оборудования Россия производит, часть — импортирует. И сейчас в условиях санкций иностранные закупки усложняются, подчеркивает Юшков.

Почему британцы не включились в проект

Изначально Мавритания вела переговоры с британской энергетической компанией British Petroleum (BP). Именно она должна была изучить условия реализации проекта BirAllah. Мавритания предложила использовать порт Ндиаго в качестве базы для размещения мощностей по сжижению, хранению и экспорту газа, установив срок для принятия окончательного инвестиционного решения по проекту ко второй половине 2025 года. Однако в конечном итоге BP решила не придерживаться этого графика и попросила продлить его на четыре года якобы для проведения дополнительных инженерных исследований.

— Условия для продления не были выполнены, и срок действия контракта истек, — сообщил министр энергетики и нефти Мавритании Мохамед ульд Халед.

После выхода BP из проекта BirAllah Мавритания начала активно рекламировать это месторождение мировой аудитории.

— В настоящее время мы активизируем наши усилия по продвижению BirAllah, налаживая контакты с компаниями мирового уровня, обладающими техническими и финансовыми возможностями для разработки и заключения новых контрактов, — заявил министр энергетики.

Какие проекты Россия ведет в Африке

В последние пару лет сотрудничество России и Мавритании ускорилось. Новый импульс придал первый визит главы МИД РФ Сергея Лаврова в Нуакшот в феврале 2023 года. Министр встретился с президентом республики Мохамедом ульд Шейхом Эль-Газуани и провел переговоры со своим коллегой Мохамедом Салемом ульд Мерзугом. В июле 2024 года стороны отметили 60-ю годовщину установления дипломатических отношений.

Мавритания поддерживает продвигаемые Россией инициативы по укреплению взаимодействия со странами Глобального Юга и Востока. В октябре 2024 года президент республики на правах председателя Африканского союза принял участие в саммите «БРИКС+/аутрич» в Казани и встретился с российским лидером Владимиром Путиным. А в ноябре делегация Мавритании во главе с руководителем МИД приняла участие в Первой министерской конференции Форума партнерства Россия – Африка в Сочи. Ульд Мерзуг выступил в роли сопредседателя конференции и провел двусторонние переговоры с Сергеем Лавровым.

РФ успешно развивает сотрудничество с другими африканскими странами, в том числе в области энергетики. Проекты с российским участием реализуются в основном в Алжире, Анголе, Гане, Египте, Камеруне, Нигерии, Республике Конго и в ЮАР. Среди ключевых игроков в действующих нефтегазовых проектах в странах Африки — «Лукойл», «Газпром» и «Роснефть». Например, «Газпром» ведет разведку и разработку в Алжире, обладающем доказанными запасами газа порядка 4,5 трлн куб. м. «Роснефть» участвует в проекте на одном из крупнейших газовых месторождений в Египте с запасами газа около 2,4 трлн куб. м, а «Лукойл» активно работает на шельфах Гвинейского залива: в Гане, Камеруне и Нигерии, а также в Республике Конго, где разведано всего 0,12 трлн куб. м газа. Увеличение присутствия в Африке, в том числе за счет Мавритании, позволит России реализовать свои геополитические интересы, несмотря на западные санкции.

— Прежде всего, мы находим новое направление для экспорта наших технологий и компетенций, продавать — всегда хорошо. Также мы можем создать плацдарм для дальнейшего расширения влияния на африканский регион. По прогнозам экспертов, экономики там будут расти кратно, а энергоемкость всех процессов, в том числе технологических, станет увеличиваться. Африка как сфера влияния — очень перспективное направление, и при участии в этом проекте мы увеличим свое присутствие во всем регионе, — сказал «Известиям» эксперт в области нефтегазовой отрасли, устойчивого развития и энергетики Павел Маришев.

Сейчас активно изучаются возможности континента для строительства новых нефтегазопроводов, нефтяных и газоперерабатывающих мощностей, включая производство СПГ. Перспективы есть: например, в 2024 году крупнейшим поставщиком сырой нефти в Европу была Африка с объемом около 2,6 млн баррелей в сутки, заявили в ОПЕК. По прогнозу организации, до 2050 года Африка останется крупнейшим экспортером нефти в Европу, если на рынок стран ЕС не вернется российское сырье.

Автор: Константин Комаров

Источник: Известия, 18.07.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики