Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Зин, почем бензин?

Зин, почем бензин?

Лето 2025 года начинается с неприятного сюрприза для автомобилистов — цены на бензин снова пошли вверх. В середине июня торги на Санкт-Петербургской бирже завершились новыми максимумами: АИ-92 подорожал до 61 412 рублей за тонну, дизель — до 59 070 рублей. При этом экспорт бензина в мае рухнул почти вдвое — до 133 тысяч тонн. Казалось бы, если топливо не уходит за границу, его должно стать больше внутри страны, а цены должны снизиться. Но рынок живет по своим законам. Почему это так — попытались разобраться в материале Накануне.RU.

Заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер" Дмитрий Гусев поясняет: "Розничные цены зафиксированы в рамках инфляции, но биржа — это отдельный мир. Там котировки скачут из-за спроса, издержек и даже настроений трейдеров".

Действительно, формально бензин на АЗС не должен дорожать быстрее официальной инфляции. Но если биржевые цены уходят в отрыв, рано или поздно это ударит по карману водителей. В 2023 году, когда президент потребовал "привести цены в норму", ограничение экспорта помогло — биржевые котировки просели на 10%. Сейчас же, судя по всему, нефтяные компании не спешат наращивать поставки, предпочитая держать маржу.

Вместо стратегии — политика "100 цветов"

Экономист Василий Колташов напоминает, что половина цены бензина — это налоги. "В 2018 году акцизы временно снизили вдвое — и цены упали. Но такой маневр бьет по бюджету, а значит, по соцпрограммам и пенсиям", — говорит он.

Научный сотрудник Финансового университета Станислав Митрахович добавляет:

"Проблема не только в деньгах. У нас нет внятной стратегии перехода на газ, хотя метан в 2,5 раза дешевле бензина. Вместо четкого плана — политика "100 цветов", когда каждый регион сам решает, строить заправки или нет. В итоге инфраструктура развивается хаотично, и водители просто не могут перейти на альтернативное топливо".

Что делать автомобилистам?

Гусев советует не ждать снижения цен: "Если бензин съедает бюджет — присмотритесь к газу. Но будьте готовы: как только спрос на него вырастет, нефтяники начнут подкручивать и эти цены".

Экономист Василий Колташов обращает внимание на болезненную для многих россиян ситуацию: летние поездки на автомобиле, традиционно популярные среди семей, становятся все более затратными.

"Когда каждые полгода тарифы повышаются на 5%, а за год — на все 10%, это заранее закладывает инфляционные ожидания в экономику", — поясняет эксперт.

При официальной инфляции около 10%, рост цен на бензин выглядит закономерным, хотя биржевой механизм, по словам Колташова, работает еще жестче: "Мы можем сколько угодно возмущаться, но биржа уже отработала повышение цен — базовые издержки растут, а значит, растут и цены. Удивляет лишь то, что пока это всего 5-10%".

Прогноз эксперта неутешителен: в ближайшие полгода возможен дополнительный рост еще на 5%, что превысит инфляцию и создаст дополнительный инфляционный импульс на 2026 год.

"Такая система работает по нарастающей, — констатирует Василий Колташов. — Теоретически это можно остановить, но для этого придется заморозить рост расходов домохозяйств. А попытки административно регулировать биржу приведут лишь к дефициту".

Пока государство и нефтяные компании ищут баланс между прибылью и социальной ответственностью, водителям остается либо мириться с ростом цен, либо искать альтернативы. Но, как иронично заметил Митрахович, "нормальному человеку не нужно следить за биржей — просто заправляйтесь и жалуйтесь, если цена становится неприлично высокой".


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики