Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ФСБ задержала экс-госсекретаря Дагестана, причастного к хищению «Дагнефтепродукта»

ФСБ задержала экс-госсекретаря Дагестана, причастного к хищению «Дагнефтепродукта»

В доме Магомед-Султана Магомедова прошли обыски. Имущество фигурантов дела о хищении у государства «Дагнефтепродукта» на 3 млрд рублей арестовано. Самого экс-госсекретаря сняли с должности еще в конце июня, после первого обыска

Десант спецназа и обыск в особняке экс-госсекретаря Дагестана. Магомед-Султан Магомедов задержан, установлена его причастность к хищению у государства предприятия «Дагнефтепродукт». ФСБ оценила активы бывшего госсекретаря республики в 100 млрд рублей.

Об уголовном деле Магомед-Султана Магомедова стало известно 25 июня, когда в его доме прошел первый обыск. Задерживать тогда еще госсекретаря Дагестана не стали, но через несколько дней сняли с должности.

В этот раз все было намного жестче. ФСБ России опубликовала видео, как вертолет подлетает к особняку Магомедова, бойцы десантируются возле него и берут здание под контроль. Потом туда подъезжает наземная опергруппа на пяти автомобилях, и начинается обыск дома. Там обнаружено несколько единиц огнестрельного оружия, различные удостоверения, большое количество пачек долларовых и рублевых купюр. Экс-госсекретаря Дагестана задерживают.

Имущество фигурантов дела о хищении у государства «Дагнефтепродукта» на 3 млрд рублей арестовано. Ранее по иску Генпрокуратуры суд вернул государству активы семьи Магомедовых, включая нефтеперевалочный комплекс «Дагнефтепродукт».В масштабах республики это действительно очень крупный актив, отмечает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:

«В общем, это действительно крупное предприятие, которое занимается нефтеперевалкой. Поскольку у нас Дагестан выходит к Каспийскому морю, поэтому имеет отношение и к экспортным процессами, в том числе в дальнее зарубежье, ну и к рынку Дагестана также. Плюс там небольшой нефтеперерабатывающий завод, конечно, в масштабах, например, крупных российских вертикально-интегрированных компаний типа ВИНКов. Если посмотреть стоимость «Лукойла», там, стоимость «Роснефти», это все не так много, но, с другой стороны, 100 млрд, там, рублей тоже на дороге не валяются. И по меркам не самого населенного региона — это, конечно, большие деньги. Предприятие крупное, давно функционирующее, и, как часто бывает в наших южных республиках, оно стало частью процесса, так скажем, элитной борьбы через схемы всевозможной, там, приватизации. И в принципе нарушение законности, вот, в сфере энергетики, как опять же нередко бывает в этих регионах. И для многих наших российских компаний крупных поэтому и работа на Северном Кавказе всегда считалась менее выгодной, потому что с дисциплиной плохо и приходится, что называется, «отстегивать». И, несмотря на все усилия спецслужб, полностью побороть это не удалось».

По версии следствия, в начале нулевых Магомедов, занимавший должность госсекретаря Дагестана, задействовал административный ресурс и организовал незаконный перевод в республиканскую собственность предприятия «Дагнефтепродукт». Потом оно было приватизировано в пользу членов семьи Магомедова и подконтрольных ему лиц по заниженной стоимости. Конкретно — за 335,7 млн рублей. Но эти деньги в бюджет так и не поступили, сообщила объединенная пресс-служба судов Дагестана.

Сам по себе «Дагнефтепродукт» — это единственный оператор перевалки нефти в порту Махачкалы. Сырье поступает в том числе из Казахстана и Туркмении, часть нефти потом уходит в нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума для доставки в Новороссийск. В этом году порт Махачкалы планировал перевалить две млн тонн казахстанской нефти. В прошлом десятилетии обслуживающая КТК «Транснефть» неоднократно обвиняла «Дагнефтепродукт» в хищении сырья и закачке вместо него в трубу воды. Помимо нефтеперевалочного комплекса семья Магомедова контролировала нефтеперерабатывающий завод «Дагнотех» и сеть АЗС с нефтебазой. По версии следствия, совокупный ежегодный доход этих предприятий превышал 10 млрд рублей.

Теперь все это перешло в госсобственность. При этом часть активов бывший госсекретарь Дагестана получил уже после приватизации «Дагнефтепродукта». Комментирует управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» Федор Трусов:

«Данный случай не первый и не последний. Скорее всего, воспользуются нормами, что либо это было приобретено на похищенные средства у государства. Ну, как трансформации активов, то есть. Или то, что это было приобретено на средства, которые были получены незаконно от эксплуатации незаконно приобретенных активов. Поэтому, скажем так, у нас правоприменитель уже давно руку набил на подобных делах. Скорее всего, воспользуются одним из этих способов, я так думаю».

Из других похожих историй вспоминается, конечно, национализация Челябинского электрометаллургического комбината, когда вместе с самим заводом государству перешли непрофильные активы ГК «Ариант», включая крупнейшего производителя вина в России, компанию «Кубань-Вино». Часть активов была приобретена после незаконной приватизации завода, и теперь экс-владельцы ГК «Ариант» оспаривают их национализацию в Верховном суде.

Автор: Михаил Задорожный

Источник: BFM.RU, 06.08.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики