Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > По итогам года в первую очередь хотелось бы отметить конъюнктурный тренд на удорожание нефти

По итогам года в первую очередь хотелось бы отметить конъюнктурный тренд на удорожание нефти

Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности:

По итогам года в первую очередь хотелось бы отметить конъюнктурный тренд на удорожание нефти. В результате уровень цен на «черное золото» по году в принципе уже остается выше 100 долларов за баррель. Вкупе с этим происходил и продолжается рост геополитической напряженности. Главным критерием роста цен на нефть выступали не фундаментальные факторы, а все-таки геополитические. Скорее всего, в ближайшие месяцы и, может быть, даже год, учитывая растущую напряженность вокруг Ирана и вообще в целом на Ближнем Востоке, можно предположить, что цены продолжат уверенно расти. Вполне вероятно, «бочка» нефти будет стоить много выше стодолларовых рубежей. Если опираться на прогнозы Goldman Sachs, в которых намеренно не учитывается политическая составляющая, можно смело ожидать 10-15% роста, опираясь только на фундаментальные факторы. Здесь с видением глобального фонда нельзя не согласиться.

Из значимых событий в газовой сфере не могу не отметить открытие первой ветки Северного потока. Плюс в следующем году планируется запустить вторую нитку газомагистрали в ЕС, что в совокупности позволит прокачивать по системе до 55 млрд кубометров дополнительных поставок российского газа в Европу. Стоит отметить и отношения с ключевыми транзитерами газа – Белоруссией и Украиной. Причем с первой страной все ясно – у нас там проблем нет, процесс поглощения «Белтрансгаза» согласован. А вот со второй – сложности остаются, и в следующем году непонятно, исчезнут ли. Как недавно заявил глава Газпрома Алексей Миллер, до конца этого года «никаких подарков не будет» (имеются в виду скидки на газ, на которых настаивает Киев), то есть в газовом вопросе у нас с Украиной сложилась тупиковая ситуация. Те условия по снижению цены в два раза, которые предлагает Украина, без ее реальных встречных шагов Москве в части интеграции Нафтогаза и Газпрома, нисколько не стимулируют переговорный процесс. Поэтому переговоры до конца года, скорее всего, не завершатся. Но России не стоит сильно озадачиваться. Ведь договор у нас с Украиной долгосрочный − до 2019 года. Теоретически Газпром застрахован от каких-либо потрясений. Если же будут какие-то попытки саботажа или же воровства газа со стороны Украины, то потребители в Европе адресуют все свои упреки исключительно Украине. Потому что с позиций Газпрома сейчас де-юре все чисто, т. е. имеется базовый контракт, но при этом наши соседи хотят подписать дополнительное соглашение, чтобы цена на газ была много ниже.

На энергетику в целом повлияла и трагедия этой весны на японской АЭС. Появились определенные изменения в энергообеспечении Тихоокеанского региона − в Японии произошло замещение ядерных мощностей за счет газовой компоненты. А значит, в будущем году будет рост потребления СПГ, и наши сахалинские газовые проекты по этой причине будут востребованы еще больше. Потенциал сбыта, точнее, экспорт объема газа у Газпрома также может расти за счет Китая и Кореи. Но это оптимистичная  среднесрочная перспектива, так как с Пекином формула цены на российский газ так и не была согласована в этом году и прорыв здесь едва ли ожидаем, если учесть, что переговоры длятся более пятилетки.

Оценивая позиции атомной энергетики после этого ЧП на «Фукусиме», могу сказать, что пока еще для отрасли ничего не потеряно. По большому счету, единственная страна, у которой есть масштабный план по выводу из эксплуатации АЭС до 2022 года, это Германия. Сейчас немцы пока на старте. Возможно, в дальнейшем они столкнутся с определенными сложностями финансового характера. По этой причине могут либо отодвинуть горизонт по выводу ядерной компоненты, либо, если не будет «складываться» их альтернативный сценарий, вновь пересмотрят свою энергостратегию – тогда, вполне возможно, авангардные станции останутся в энергетическом балансе страны. Что касается вообще развития национальной атомной индустрии, то после Фукусимы Росатом свою внутреннюю доктрину не пересматривал, сместив акценты на системы комплексной безопасности реакторов и программы по модернизации старых модулей. Внимание будет сконцентрировано именно на этих аспектах, а никак не на сворачивании атомной генерации. Правда, наряду с возросшей «атомофобией» возможна коррекция планов госкорпорации на внешних рынках, но незначительная. 

Опубликовано: Центр энергетической экспертизы, 21.12.2011

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики