Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий 2011 года

Топ-лист событий 2011 года

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию перечень наиболее значимых трендов отрасли за 2011 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Авария на атомной станции Фукусима

    Что бы ни говорили атомщики, это событие, безусловно, переписало энергетическую историю. Совершенно очевидно, что решение о закрытии атомных станций в Германии, в Японии, отказ от атомных проектов в Италии, в Бельгии и т.д. серьезно изменит современную энергетику. А это означает, что топливом XXI века становится природный газ, для него открываются новые возможности. Япония и Германия, как минимум, станут очень серьезными локомотивами нового роста спроса на газ. Атомный скептицизм усилится. Конечно, атомная энергетика еще «выстрелит». Но ее ждут несколько тяжелых лет. Конечно же, отношение к атомным проектам будет меняться, поэтому никто этот вид энергетики со счетов не сбрасывает. Но, безусловно, отрасль получила мощнейший удар, от которого оправится не скоро.

  2. «Арабская весна»

    Волнения первоначально воспринимались западными экспертами как очередной раунд конца истории (т.е. когда страны отказываются от различного вида диктатур в пользу демократии). Но в конце года стало ясно, что вместо военных режимов к власти приходят радикальные исламисты, а это значит, что выбор сделан вовсе не в пользу либерально-западного пути. Поскольку Саудовская Аравия, Алжир, Египет, Йемен, Бахрейн очень важны с точки зрения развития энергетики, все это создает колоссальные риски. Нарастают политические риски и в странах-добытчиках, и в странах-транзитерах. Достаточно вспомнить тот же Суэцкий канал в Египте. Таким образом, «арабская весна» заставляет задуматься, что идея диверсификации поставок в Европу, отказа от России является крайне сомнительной, поскольку Ливия, Египет, государства Ближнего Востока не являются надежными поставщиками. По крайней мере, они не являются более надежными поставщиками, чем Россия. Конечно, в России тоже произошли серьезные, значимые события, но, по крайней мере, мы видим, что приход к власти сил откровенно антизападных, которые готовы реализовывать антизападные политические проекты, крайне мало вероятно, и даже политическая нестабильность в России абсолютно не сопоставима с политической нестабильностью в Египте, если, конечно, у нас ситуация не начнет развиваться по сценарию хаоса а-ля 90-е гг. Но будем надеяться, что такой катастрофический сценарий Россию может миновать. По крайней мере, шансы есть. А исламский мир уже откровенно зашел в сценарии пике, и мы видим это по тому, что сейчас происходит в Египте.

  3. Сделка Exxon Mobil и Роснефти о совместном освоении углеводородных месторождений на российском участке шельфа Черного моря, и получение французской компанией Total доли в проекте «Ямал СПГ»

    Российский нефтегазовый комплекс интересен и перспективен для нерезидентов, и политические риски в других странах – в Африке, на Ближнем Востоке, в Латинской Америке толкают западные компании в Россию. И если 2010 г. в этом плане был крайне неудачным, то 2011 г. был в целом очень успешным – заключено сразу несколько крупных сделок и еще несколько находятся в стадии подготовки.

  4. Энергетический диалог с Китаем

    Именно в 2011 г. мы осознали, насколько противоречивым партнером является Китай. С одной стороны, рынок его крайне привлекателен. Но при этом КНР - крайне спорный, тяжелый, даже опасный переговорщик. Это мы видели по спорам по цене на нефть, когда Китай выдвигал абсолютно странные с точки зрения понимания природы ценообразования предложения, и, естественно, по очень тяжелым переговорам по газу. И то, что переговоры эти не закончились подписанием контракта по газопроводу «Алтай» на самом деле не является поражением России. Это победа здравого смысла, потому что газопровод «Алтай» – сомнительное транспортное решение с точки зрения поставок российского газа в Поднебесную. Во-первых, потому что наполнять газопровод планируется с тех месторождений, которые давно уже являются ресурсной базой наших поставок в Европу. Т.е. тем самым мы забираем газ с европейского рынка. А второе – то, что мы поставляем газ на запад Китая, где на самом деле он не так нужен, как на восточном побережье. Т.е. конечно, проекты поставок в Китай интересны, но во-первых, нужно быть очень и очень внимательными; а во-вторых, нужно предлагать более адекватные проекты с точки зрения логистики и с точки зрения потребления.

  5. Обсуждение перспектив энергодиалога России и Европы

    Очень тяжело прошел 2011 г. К сожалению, доверие, которое было во многом утрачено в январе 2009 г. после газовой войны с Украиной, не восстановлено в полной мере. И мы видим, ЕС агрессивно продвигает тему третьего энергопакета и критикуют по-прежнему Россию как поставщика, говорит про диверсификацию. Но объективно ситуация поменялась в нашу пользу. Основание для этого - рост спроса на газ в ближайшее будущее, «арабская весна», бюджетный кризис, который сокращает инвестиции в альтернативную энергетику. Все это позволяет при грамотном подходе изменить ситуацию в нашем диалоге с европейцами, и будем надеяться, что все-таки у российского руководства хватит интеллекта ситуацию, по крайней мере, по газовым отношениям с Европой изменить, ведь все предпосылки к тому есть.

  6. Запуск «Северного потока»

    Проект, вокруг которого было много дебатов, который на всем протяжении своего развития подвергался жесткой критике, доказал свою основательность. Кстати, многие из тех экспертов, кто твердил, что проект невозможен, оказались в сложной ситуации и постарались забыть о своих несбывшихся прогнозах. Проект «Северный поток» очень важный, потому что он показывает возможность кооперации с европейцами по всей цепочке: добыча – транспортировка – сбыт. К тому же, это наш первый проект прямых поставок газа в Европу, минуя страны-транзитеры.

  7. Переговоры со странами-транзитерами

    Еще один традиционный сюжет года. Результаты переговоров различны. С Белоруссией в итоге был подписан контракт. Можно много обсуждать проблему цены, действительно, уступка выглядит достаточно существенно. При этом надо все-таки помнить, что Газпром теперь полностью контролирует транзит через белорусскую территорию. Что касается Украины, то, несмотря на отсутствие ощутимого результата, в конце года произошел очень важный психологический перелом. Виктор Янукович по сути дела признал, что Украина может отдать часть трубы России. Это очень важно, ведь раньше Украина считала трубу национальным достоянием, которым из принципа нельзя делиться. Теперь произошел психологический перелом с точки зрения отношения Украины к этой тематике.

  8. Новая налоговая система «60-66-90», а также новые налоговые решения по газу

    С одной стороны, новая налоговая система снижает экспортную пошлину на нефть, и в этом плане выгодна нефтяным компаниям. С другой стороны, говорить о том, что нефтяные компании получили комфортный налоговый режим – нельзя. Что касается газовиков, то, к примеру, налоги на Газпром в будущем году вырастут более чем на 10 млрд долларов. В нашей стране, где всегда говорили про ресурсное проклятие, про нефтегазовую иглу, на которой сидит страна, просто не заметили, как сама эта ресурсная игла заржавела. Сегодня она нуждается в обновлении. А как это делать, когда бюджетная необходимость, выборная необходимость требуют бросить в топку все новые и новые деньги? Модернизацию тоже планируют провести за счет нефтегазового комплекса. Но он не двужильный. Бездарное разбазаривание денег, собранных с нефтегазового комплекса, привело к тому, что сейчас сами нефтяники и газовики нуждаются в средствах, а государство вынуждено будет у них эти деньги забирать. Это значит, что ситуация с налогами по-прежнему является очень сложной и тяжелой.

  9. Топливный кризис на внутреннем рынке

    Эта история началась весной и преследовала нас весь год. Но ситуация достаточно простая. Если мы уже не способны наращивать добычу нефти, и при этом если мы выходим на новый рынок поставок в Китай, то надо понимать, что в ситуации ограниченной добычи и стремления увеличить экспорт мы вынуждены будем забирать часть нефти с внутреннего рынка, при том что спрос на бензин традиционно растет у нас на 3-4% в год. Это существенно. В этой ситуации, конечно, не стоит удивляться тому, что цены постоянно растут, а в условиях необходимости пополнения бюджета будут расти акцизы. 2012 год вряд ли принесет облегчение любителям передвигаться на автомобилях и в самолетах (ведь авиационный керосин тоже дорожал очень сильно).

  10. Приватизация энергетических активов

    Были споры, как проводить, надо ли ждать роста цен на акции или нет, бюджетная это мера или социальная, но в 2011 г. прозвучал тезис, о котором ФНЭБ говорит давно – это иллюзия думать, что действующая политическая система нацелена на национализацию энергетических активов. Нет, действующая система нацелена на приватизацию. Другое дело, что не хаотичную приватизацию, а спланированную, даже точечную. Но тезис этот прозвучал публично, и, безусловно, приватизация будет одним из основных трендов ближайших одного-двух лет.

  11. Развитие зарубежных проектов российских нефтяных компаний

    Именно в 2011 г. мы поняли, что государство сознательно будет помогать, стимулировать и даже, можно сказать, «выпихивать» российские нефтяные компании за рубеж. Число зарубежных проектов ширится, и, с одной стороны, можно радоваться, что российские компании превращаются в глобальных мейджоров. Но с другой стороны, мы должны понимать, что эти деньги забираются из российского нефтегазового комплекса и инвестируются в зарубежные проекты. Конечно, такой же отдачи они России не принесут – это и вопросы инвестиций, и вопрос налогов, и вопрос рабочих мест. Поэтому эта тенденция копирования западной стратегии развития в данном случае весьма и весьма спорная и неоднозначная.

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики