Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий за декабрь 2011 г.

Топ-лист событий за декабрь 2011 г.

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за декабрь 2011 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Российско-украинские переговоры на высшем уровне

    Можно оценить результат пессимистично, потому что не подписан контракт. Но, на самом деле, мы знаем, что газовой войны не будет, потому что контракт у нас действует до 2019 г. Самое главное, что Виктор Янукович все же сказал в декабре важное: «Мы готовы продать трубу». Т.е. президент Украины сейчас снимает проблему, можно сказать, он демонтирует миф, который существует у украинского населения о том, что суверенитет Украины – это труба. И Янукович пытается сегодня объяснить, что Украина и труба – не синонимы. Пример Белоруссии в этом плане показателен: Минск отдал трубу России, но как страна Белоруссия не исчезла.

  2. Заявление Алексея Миллера о том, что проект «Южный поток» может быть пересмотрен в случае наличия позитивных соглашений с Украиной

    Это пример, когда разум торжествует. Мы всегда говорили, что «Южный поток» - дорогой проект, но он необходим, если мы не договоримся с Украиной, иначе у нас не будет другого варианта, мы не можем от Украины зависеть. 2009 год стоил России очень дорого, и вопрос не только в деньгах – тот год очень сильно осложнил наши отношения с Европейским Союзом. Повторения этой истории мы допустить не можем и позволить Украине шантажировать нас не можем тоже. При этом, если мы договариваемся с Киевом, то, конечно, «Южный поток» должен быть пересмотрен – нам не нужен четырехниточный проект объемом 63 млрд кубов. И вот Алексей Миллер это впервые признал.

  3. Крушение плавучей буровой платформы «Кольская»

    Эта трагедия показывает не только то, что у нас зачастую царит безалаберность в вопросах очень сложных технологических процессов. Она показывает, что Россию пока очень сложно назвать великой шельфовой державой. И в этом плане мы полностью в мировой тренд смещения на шельф не вписываемся. Если мы действительно хотим добывать углеводороды в Арктике, на дальневосточном шельфе, то нужно полностью изменить подходы и не просто писать концепции, мол, вот у нас есть столько-то месторождений и мы можем добыть столько-то нефти. Надо комплексно к этому подходить, оценивать ситуацию с кадровым, технологическим, финансовым потенциалом. Пора наконец-то по-человечески подходить к проектированию в нефтегазовом комплексе.

  4. Владимир Путин публично обвинил энергокомпании в коррупции и призвал к борьбе с оффшорами

    Возникает двойственное ощущение: с одной стороны, все знают про чудовищную коррупцию в сетевом хозяйстве, когда завышаются сметы, царят откаты, аффилированные компании выводят деньги в оффшоры – повод для возмущения, безусловно, есть. Но почему это происходит по сценарию божественного откровения? Вдруг Путин прозрел и увидел эту коррупцию – это очень странно. Поэтому можно сделать вывод, что за этой компанией может стоять не только стремление победить коррупцию, но и банальный передел управления в отрасли, кстати, возможно, накануне приватизации как раз сетевого хозяйства. Так что, безусловно, это не только элемент борьбы с коррупцией, но и элемент аппаратного передела в отрасли.

  5. Опубликование условий сделки «Роснефти» и PDVSA (Венесуэла) относительно нефтяного месторождения Карабобо

    Российские компании вынуждены платить огромные деньги только за право добывать нефть в других странах, в России то они этого делать не должны. И в этом плане их удивительное стремление искать очень тяжелые проекты (а Карабобо именно такой проект, себестоимость на скважине оценивается в 25-30 долларов – это в разы выше, чем сегодня себестоимость у «Роснефти» по Западной Сибири) очень много сомнений вызывает.

  6. Отказ Болгарии участвовать в проекте Бургас-Александруполис

    С одной стороны, это ожидаемое решение. А с другой стороны, оно не только показывает, что Болгария является весьма ненадежным партнером, но доказывает, что мы оказались в очень тяжелой ситуации, слишком понадеявшись на Софию. Суть Бургас-Александруполис заключается в обходе Турции как транзитной страны. Сегодня у нас остается только один проект – Самсун-Джейхан, но, правда, проблема в том, что он идет из Турции в Турцию, мы не можем при помощи этого проекта избавиться от этой страны как транзитера.

  7. Договоренности с Белоруссией о новой формуле нефтяных цен

    Вслед за газовым контрактом произошел прорыв и в нефтяном вопросе. Нам удалось достигнуть компромисса и здесь, мы пошли на уступку. Видимо, будет примерно, как в случае с Белтрансгазом – уступаем в цене, получаем в собственность. Скорее всего, уже в следующем году встанет вопрос о приватизации двух белорусских НПЗ.

  8. Решение ОПЕК увеличить квоты на добычу

    ОПЕК пытается каким-то образом повлиять на цену, но главным сюжетом будут уже не действия этой организации, а ситуация политических рисков в этом регионе. Если, скажем, начнется война между Ираном и Саудовской Аравией (она возможна, Саудовская Аравия даже заявила о своем намерении создать ядерную бомбу для защиты от Ирана), то, конечно, цены взлетят до космических высот. Если войны не будет, а будет, к примеру, рецессия от спроса, тогда, может быть, реализуется совершенно иной сценарий. Поэтому никто не знает, сколько будет стоить нефть в следующем году, и прогнозы даются в вилке 50-250 долларов, что называется, выбирай на свой вкус.

  9. Введение должности замгендиректора в ООО «Газпром экспорт» по отношениям с Еврокомиссией

    Это просто показывает, что Россия признает Брюссель в качестве субъекта для переговоров, чего долгое время не было. Вряд ли этот шаг полностью изменит суть нашего диалога, но как символическая мера он достаточно любопытен.

  10. Отказ Минэнерго от строительства третьей очереди СПГ в рамках «Сахалина-2»

    Решение неоднозначное. С одной стороны, мы понимаем, что газопровод Сахалин-Владивосток надо чем-то заполнять. С другой стороны, экономически наиболее разумным было бы как раз строительство третьей очереди завода в рамках сахалинского проекта.


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики