Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Транснефть» и «Зарубежнефть» могут объединить

«Транснефть» и «Зарубежнефть» могут объединить

Игорь Сечин поднял тему слияния «Транснефти» и «Зарубежнефти». Идея сложна для реализации, но может быть проработана, заметил вице-премьер. Экономического смысла в объединении компаний разного профиля инвесторы не видят: слияние может быть использовано для смены менеджмента трубопроводной монополии.

Вице-премьер Игорь Сечин во вторник заявил, что правительство готово проработать проект объединения госкомпаний «Транснефть» и «Зарубежнефть». В процессе, по словам Сечина, могут возникнуть сложности. В частности, вице-премьер отметил, что «Зарубежнефть» ведет добычу углеводородов, а «Транснефть», по уставу, занимается только транспортировкой.

«Этот вопрос каким-то образом надо будет урегулировать, – указал Сечин. – И если идти по пути реализации этого предложения, то второе: основной добычный актив «Зарубежнефти» находится во Вьетнаме. Как это связано с деятельностью «Транснефти», не очень понятно».

«Транснефть» – российская нефтепроводная монополия, занимающаяся исключительно строительством труб и прокачкой через них нефти и нефтепродуктов. «Зарубежнефть» ведет добычу во Вьетнаме, Индии и на Балканах, кроме того, она является оператором проекта «Харьяга», который реализуется на условиях соглашения о разделе продукции (СРП) с французской Total.

Обе компании внесены в расширенный список приватизации государственных активов. Сечин ранее говорил, что приватизацию «Транснефти» следует отложить до 2013 года – только к этому времени стоимость компании можно будет адекватно оценить.

От приватизации «Зарубежнефти» вице-премьер предлагал вообще отказаться. По его словам, «Зарубежнефть» решает в том числе и государственные задачи и превращение компании в коммерческую структуру сделает это невозможным.

В «Транснефти» «Газете.Ru» рассказали, что идею о слиянии двух госкомпаний выдвигала замглавы Минэкономразвития Александра Левицкая в ходе одного из заседаний, посвященных приватизации госактивов. В МЭР предложение не прокомментировали.

«Мы бы хотели узнать, зачем нужно это объединение, – говорит представитель «Транснефти» Игорь Демин. – Идея не просто нереализуемая, это вообще из области фантастики».

По словам Демина, в компаниях слишком много несовместимого. Если «Транснефть» и «Зарубежнефть» объединят, придется не только переписывать устав нефтепроводной компании, но и принимать дополнительные парламентские законодательные акты. «Так было, например, в случае с поставками нефти в Китай – парламенту пришлось принимать дополнительный акт, чтобы нам было разрешено закупать нефть у «Роснефти» и продавать ее из трубы ВСТО («Транснефть» владеет трубопроводом «Восточная Сибирь – Тихий океан», по которому нефть поступает в КНР)», – рассказывает Демин.

В «Зарубежнефти» от комментариев отказались.

«С экономической точки зрения объединение «Транснефти» и «Зарубежнефти» абсолютно экономически нецелесообразно, – комментирует партнер Greenwich Capital Лев Сныков. – Слияние не даст синергии, так как компании работают в разных сферах».

Для приватизации госактивов слияние «Транснефти» и «Зарубежнефти» также смысла не имеет: по оценке Сныкова, оно не добавит объединенной компании стоимости.

Единственная возможная выгода от объединения – консолидация управления двумя крупными государственными компаниями. «Глава «Транснефти» Николай Токарев и еще ряд менеджеров трубопроводной монополии ранее работали в «Зарубежнефти», – напоминает Сныков.

«Специфика компаний абсолютно разная, – согласен аналитик ФК «Уралсиб» Алексей Кокин. – Общего у них действительно только то, что ранее «Зарубежнефть» возглавлял президент «Транснефти». Но проводить слияние только для того, чтобы объединенная компания могла управлять трубопроводами и добывающими проектами (причем как в России, так и за рубежом), – идея достаточно нелепая».

Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов полагает, что целью объединения компаний может быть смена руководства в «Транснефти». «Как правило, после слияния меняется менеджмент, и я допускаю, что сейчас ведется скрытая борьба за кресло президента «Транснефти», – комментирует глава ФНЭБ.

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.RU, 24.01.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики