Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Отнять и обнулить

Отнять и обнулить

Нефтегазовый сектор экономики России, конечно, может оплатить нам праздник жизни, но, судя по всему, жизнь эта будет короткой. 

В контексте предвыборных боев мы опять возвращаемся к налоговой тематике: вышла статья Владимира Путина, где описана экономическая политика кандидата в президенты, его взгляды и, в частности, планируемые налоговые меры. В статье сказано, что нам необходим налоговый маневр, мы не будем повышать налоги на несырьевой бизнес, зато будем повышать сырьевую ренту там, где такие возможности еще существуют.

Это важный момент. По сути, Владимир Путин пишет то, что было написано еще перед его первым президентским сроком, когда в 1999 году Центр стратегических разработок Германа Грефа, ныне главы «Сбербанка», готовил экономическую программу – «Среднесрочную программу экономического развития России». Про нее написаны кучи текстов, ее соавторы отчитались, что сделано, что не сделано, но одним из ключевых моментов этой программы была как раз идея налогового маневра. Мысль простая: повышаем налоги на нефтегазовый комплекс и за счет этого снижаем налоги на обрабатывающую промышленность. Т.е. деньги перетекают в обрабатывающую промышленность, и мы живем счастливой диверсификационной жизнью. Идея эта крайне спорная.

Инвестиционные решения зачастую принимаются не под влиянием налогового режима, а под влиянием других факторов, которые исправлять пока правительство не спешит. Не буду напоминать про судебную систему, про другие институты – пока здесь ничего не делается. Зато в нефтегазовой промышленности складывается ситуация, когда нам критически не хватает инвестиций в новые проекты, а налоговый режим не позволяет сегодня реализовывать масштабные проекты на востоке страны, на шельфе. Идти в новые регионы добычи, где нет инфраструктуры, с таким налоговым режимом очень и очень накладно. Скажем, компания «ЛУКОЙЛ» прямо об этом говорит, считая невозможным инвестиции в новые территории, и открыто показывает, что она предпочитает инвестировать, к примеру, в Ирак, это для нее более интересно, чем инвестиции, скажем, в Восточную Сибирь. Возникает вопрос: так какой налоговый режим сегодня должен быть для нефтегазового бизнеса? Если мы по-прежнему настаиваем, что весь праздник жизни должен оплачивать нефтегазовый комплекс, тогда нужно продолжать, конечно, как и предлагает премьер-министр, его додавливать. Но, с другой стороны, никакого роста мы не получим. Приведет ли это автоматически к созданию эффективного обрабатывающего комплекса? На мой взгляд, никакой прямой зависимости здесь нет. Уничтожая нефтегазовую промышленность, мы не создаем обрабатывающую. Если мы создаем нетерпимые условия для инвестиций в нефтегаз, это не означает, что эти деньги автоматически придут в какую-нибудь российскую Силиконовую Долину. Если вы изъяли что-то из нефтегазового комплекса, это не означает, что эти деньги будут вложены в другие сегменты. Нет такой связи, это не сообщающиеся сосуды.

Поэтому я думаю, что налоговая политика должна быть гораздо более мудрой и нефтегазовый комплекс не способен оплачивать все социальные проекты государства, резкий рост расходов на оборону и т.д. Просто взять и все переложить на нефтегаз, да еще заставить его платить за диверсификацию – эта мысль неверная. Понятно, что налоговые отчисления должны расти по мере роста стоимости нефти, да они и так растут. Мы видим статистику последних лет – они растут, и в 2012 году вырастут и от налогов, например, ДПНИ на газ, особенно для «Газпрома». Т.е. это все происходит, но актуален вопрос пределов, вопрос разумности этой политики. Поэтому мне кажется, что простая идея «Нам надо диверсифицироваться, поэтому повысим-ка мы налоги на нефтегаз, и денежки потекут в производство компьютеров и в хайтек» далеко не так однозначна, как кажется. И налоговая реформа, на мой взгляд, могла бы пойти по иному сценарию.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики