Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Сколько Киев ни корми…

Сколько Киев ни корми…

 

 

Россия относится к Украине, как и к прочим европейским партнерам, но Киев требует особого отношения 

 

Перед 8 Марта, конечно, хочется поздравить женщин с этим праздником и вспомнить о нелегкой судьбе некоторых из них, например, о судьбе бывшего премьер-министра Украины Юлии Тимошенко, которой сейчас приходится несладко.

И опять мы с сожалением вынуждены возвращаться к украинской тематике. Снова мы видим негативную реакцию Европы на дело г-жи Тимошенко: я говорю о последнем заявлении министра иностранных дел Швеции о том, что соглашение с Украиной не будет подписано, пока Тимошенко находится в тюрьме. То есть этим действием в отношении экс-премьер-министра Виктор Янукович создал себе колоссальные проблемы на европейском направлении. А это направление очень важно для шантажа России, ведь это классическая украинская разводка: «Если что, уйдем туда…» Но до сих пор голос из Европы звучит крайне отрицательно, до сих пор приходит крайне негативная реакция на историю с Юлией Тимошенко. Вроде бы, России это на руку, но представьте, на какие риски пошел президент Янукович ради только одной вещи. Пример того, как он фактически рассорился с Европой, может, не так окончательно, как Александр Лукашенко, который вынужден заниматься оскорблениями европейских чиновников, а Европа вынуждена забирать из Белоруссии послов, до такого у Януковича дело не дошло, но все равно, мы видим эту показательную реакцию: сорвалось по сути важнейшее экономическое соглашение, и все это только ради одной вещи.

Ведь в чем суть этой истории? Понятно, что в любой момент Янукович может сделать удивленные глаза и сказать: «Вот вы знаете, наконец-то суды и арбитражи все прошли, теперь я понимаю, что контракт, оказывается, по газу с Россией не легитимен. Ведь не было никаких оснований его подписывать! Мы вот тут думали, гадали, как же такой невыгодный контракт-то мы подписали? Планировали его выполнять, но, извините, самый честный Печерский суд нас убедил, что никакой легитимности нет». Поэтому, к сожалению, мы сидим на пороховой бочке. Вроде бы контракт до 2019 года, а с другой стороны, при такой трактовке в любой момент Украина может заявить о его недействительности. Конечно, мы не можем позволить себе быть заложниками политической воли Украины. Наши отношения с Европой и так крайне непростые, по энергетическим вопросам в том числе. Несмотря на то, что выложены уже на стол все аргументы, Украине предложен даже переход на внутрироссийские цены на газ в случае передачи России газотранспортной системы, все равно Киев сохраняет упорство, и по-прежнему правительство и президент Украины исходят из древнего и ложного постулата, что вся украинская государственность основана на газотранспортной системе. Все еще нет у них понимания, что в случае строительства «Южного потока» транзит через Украину будет не нужен с 2019 года. Ведь потом мы можем договор по транзиту и не продлевать и при этом не идти ни на какие скидки Украине с точки зрения внутренних цен. Сколько Украина продержится? Этот эксперимент с ценами, который мы сейчас наблюдаем, может, выглядит занимательным («лопнет – не лопнет»), но с точки зрения украинского населения все это далеко не шуточки. При этом продолжаются заявления, что Россия продает Киеву газ по самым высоким ценам в Европе, что выше цен нет, что Украина получает газ вдвое дороже, чем Германия. Эта цифровая эквилибристика в очередной раз нуждается в некотором прояснении.

Часто украинцы говорят, что если бы мы перешли на принцип «нэтбэк», т.е. взяли бы цены в Германии и вычли бы стоимость транспортировки – вот это было бы здорово. Весь фокус заключается в том, что Украина по-прежнему апеллирует к цене контракта, забывая о харьковской скидке. Как будто этой харьковской скидки нет вообще. Но она же есть! Украина получила скидку в 100 долларов, а когда Киев заговаривает о ценах, про нее тут же забывает и все время оперирует цифрой выше 500 долларов.

Смотрите, на январь цена на российский газ составляла 406 долларов за тысячу кубов. Цена на российский газ в Германии составляла примерно 442 доллара за тысячу кубометров. Разница, как видим, практически 40 долларов за тысячу кубов, в Германии газ был дороже. Как может 406 быть больше 442? Что это за математика такая странная? Если мы говорим про принцип «нэтбэк», конечно, газ должен пройти через территорию Украины. Но сколько стоит этот транзит? Возьмем ставку этого года – 3,5 доллара за 100 км на тысячу кубов. Значит, цена транзита тысячи кубометров через Украину составляет 43 доллара. Да, как раз мы видим этот паритет: 43 доллара и там чуть меньше 40. Конечно, еще есть Словакия и Чехия. Это понятно. Но обратите внимание на последнее решение о том, что Газпром готов предоставить 10%-ную скидку, о чем г-н Азаров недавно сообщил. Вот если вы уберете 10% - это еще 40 долларов, прекрасно понимаете, что это как раз покрывает и стоимость транзита с лихвой и через Чехию, и через Словакию. Вообще в целом стоимость транзита от России до Германии не выше 60 долларов. А тут мы уже получаем разницу фактически в 80 долларов с этими двумя скидками. 10% - цифра не случайная, потому что примерно на 10% Газпром уступал европейским потребителям.

Когда Украина говорит: «А вот всем уже две скидки дали!», так ведь вам, ребята, тоже уже две скидки дали. А харьковское соглашение – это что, не скидка? И сейчас еще 10%. К Украине относятся так же, как к европейцам. Цена там будет соответствовать полностью принципу «нэтбэка» и даже чуть ниже. Поэтому вот эту всю арифметику, достаточно нечестную, надо оставить. Почему для нас не составляет никакого труда узнать, сколько стоит российский газ в Германии, а для Виктора Януковича это непосильная задача? Якобы они вынуждены использовать какие-то секретные документы, чтобы это все узнать, притом что существуют открытые котировки, есть компании, которые публично заявляют параметры цен. Просто такие заявления во многом дискредитируют украинскую власть. Все это, наверное, весело – постоянно слушать байки, новости украинской математики, где 406 больше, чем 442, но решение принимать нужно. Как показала минувшая зима, риски для нашего транзита по-прежнему сохраняются, украинская экономика по-прежнему получает газ по тем ценам, которые она не может переварить. В общем-то, ситуация скорее грустная, чем веселая. Стороны все еще предпочитают лупить друг по другу из всех орудий, вместо того, чтобы договариваться. Может быть, приход весны растопит лед недоверия в российско-украинских газовых отношениях.   

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики