Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Бургас — Александруполис» подо льдом

«Бургас — Александруполис» подо льдом

На 13 марта назначено заседание Наблюдательного совета по проекту нефтепровода «Бургас-Александруполис». Болгария уже погасила долг в 1,6 млн евро перед российскими партнерами и может полностью выйти из проекта. Но выгодно ли ей прекращение строительства?

Говорят, живой организм может сохраняться и в вечной мерзлоте. А потому есть надежда, что замороженный проект прокладки 300-километрой трубы от болгарского Бургаса на Черном море до греческого Александруполиса на Эгейском со временем возродится и докажет свою жизненную силу.

Возможность доставки в обход проливов Босфор и Дарданеллы российской (а также азербайджанской, да и любой) нефти нужна не только поставщику, но и европейским потребителям.

А уж о выгодах страны — транзитера и говорить не приходится. Не зря болгары вместе с греками сами в свое время инициировали строительство нефтепровода «Бургас-Александруполис», судьба которого определится на заседании Наблюдательного совета компании-оператора Trans — Balkan — Pipeline.

Напомним, что трехстороннее соглашение между участниками проекта — Россией, Болгарией и Грецией было подписано в 2007 году. Проектная мощность трубы — 35 млн тонн нефти в год. От транзита София могла бы иметь ежегодно в перспективе 50 млн евро. Для страны, чей суммарный ВВП составляет 15 млрд евро, неплохая добавка в бюджет.

Идея одобрена Евросоюзом, уже отведены участки, выстроены административные позиции, принята экологическая экспертиза. Но с 2009 года, т. е. с приходом к власти в Болгарии правительства Бойко Борисова дело застопорилось. София стала говорить, что затея нерентабельна и экологически опасна и вообще лучше построить вместо трубы еще один завод «Нафтохим Бургас».

«А ведь в контексте последних событий на Ближнем Востоке этот нефтепровод может стать стратегически важным», — считает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

«Мы понимаем, что в ближайшее время Европа останется без иранской нефти, — сказал он. — ЕС объявил эмбарго на ее поставки с июля 2012 года. Греция пострадает больше других — доля этой нефти на ее рынке самая высокая. Российская нефть сорта Urls похожа на иранскую. И вполне по товарным характеристикам могла бы восполнить дефицит. Как пригодился бы сегодня нефтепровод в обход турецких проливов! Но Болгария крайне агрессивна в отношении энергетического сотрудничества с Россией. Она уже объявила о выходе из проекта.

И даже рассчиталась по средствам, которые мы направляли на финансирование доли ее участия в нем. В подвешенном состоянии достройка блоков АЭС „Белене“. Причем болгары отказываются покрывать понесенные нами убытки, все пытаются насчитать иную сумму. С „Южным потоком“ дела обстоят, правда, лучше. Создано совместное предприятие, зафиксированы условия работы, определена собственность. Но, поди знай, не посетит ли Софию и здесь какая-то новая „фантазия“?».

Эксперт убежден — с проектом «Бургас-Александруполис» надо подождать. Расширение Каспийского транспортного консорциума через 5–7 лет неминуемо сделает проливы Босфор и Дарданеллы тесными для прохода танкеров. Их пропускная способность — 110–115 млн тонн. Трубопровод по суше окажется жизненно необходим.

Накануне член Наблюдательного совета компании Trans-Balkan Pipeline, вице-президент Транснефти Михаил Барков заявил, что Россия будет настаивать на продолжении реализации проекта «Бургас-Александруполис» при минимизации затрат. Юридически проект необходимо сохранить, пусть даже в замороженном виде.

Автор: Гаянэ Ханова

Источник: Голос России, 13.03.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики