Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Трубный запах политики Януковича

Трубный запах политики Януковича

Политическая конкуренция между Януковичем и Тимошенко вряд ли принесет дивиденды России. Оба используют тему газотранспортной системы как ключевую в критике соперника.  

Итак, опять про Украину. Визит Виктора Януковича в Москву завершился ничем. Но по-другому он, в общем-то, и не мог завершиться. Президент Украины приехал за газовыми уступками, но просил он их в довольно странной форме. Представьте, что вы идете к соседу брать деньги в долг, но перед тем как зайти, швыряете ему в окно булыжник.

Все начало года Украина посвятила мощнейшей артподготовке к визиту Виктора Януковича в Москву: опять говорила, что российский газ не нужен; опять эта история с Азербайджаном, которая не завершилась подписанием в Давосе никакого соглашения, но все равно очень шумно обсуждалась; и сланцевый газ. И последняя, конечно, хохма – это своповые поставки из Словакии, которые сначала планировались в 1 млрд кубов, а потом доросли до размеров слона и в три дня превратились в 10 млрд. Все понимают, что этого газа там нет, а есть тот же российский газ. Получается, что Украина теоретически собирается брать российский газ, который сперва будет прогоняться через Германию, Чехию и Словакию. Понятно, что все это разговоры лирические и 10 млрд кубов являются блефом, а потому легко могут превратиться и в 20, а там и 30, и даже 40 млрд, которые, как известно, Украина и закупает.

Наконец, вишенкой на торте стало пятничное решение украинского правительства поддержать законопроект оппозиции о запрете на аренду и передачу в собственность газотранспортной системы Украины. Фактически прямым текстом было сказано, что Киев не собирается хотя бы и частично передавать в собственность России ГТС. После этого приезжать в Москву и просить скидки, мягко говоря, странно, потому что позиция России известна: скидки в обмен на трубу. Полагаю, что Россию устроили бы и 50% в трубе, поэтому я это называю белорусским вариантом. Это единственный вариант, который Россию сегодня может устроить.

Понятно, что переговоры завершились ничем. При таких обстоятельствах странно было бы и рассчитывать на положительное решение. И что же мы имеем в долгосрочной перспективе? А мы имеем на самом деле два факта: первый факт – в России выборы завершились. Киев, конечно, ждал, что Владимир Путин перед выборами пойдет на серьезнейшие уступки, типа, надо избираться, а значит, надо показать избирателям, что достигнут успех в делах с Украиной.

Думаю, что думская кампания в России сослужила Украине плохую службу, потому что понятно было, что Путин возвращается в президенты, ему нужно было объяснять, зачем он это делает, и в качестве такой объяснялочки была избрана идея евразийской интеграции. И Киев тогда подумал, что раз эта идея главная, значит, Москва даст скидку в обмен на изображение дружбы. Но Болотная площадь все перепахала. Естественно, эта евразийская интеграция ушла на второй план. Никто скидок никаких не дал. В программной статье Владимира Путина, посвященной внешней политике, нет ни упоминания постсоветского пространства, ни слова «Украина».

И вот эта избирательная кампания закончилась без скидок, естественно, что Путин возвращается к жесткой позиции. А на Украине-то кампания начинается! Напомню, что в октябре 2012 года будут выборы в Раду. Теперь мы уже видим, что Виктор Янукович перед выборами трубу не отдаст. Судя по всему, главной интригой кампании будет борьба между Януковичем и сидящей в тюрьме Юлией Тимошенко. У нас вот тоже есть свой сиделец – Михаил Ходорковский, но у него нет никакой партии и вокруг него даже почему-то Болотная площадь решила не создавать политическую структуру. А там-то партия есть, и лидер ее сидит в тюрьме. И сегодня рейтинг партии Тимошенко «Батьківщина» уже выше рейтинга Партии регионов. Интрига связана с простой вещью: представим, к примеру, что на выборах побеждает Юлия Тимошенко. С одной стороны, Тимошенко – инициатор тех контрактов, которые мы заключали 19 января 2009 года. С другой стороны, главный ее козырь в том, что Янукович якобы сепаратно продает России трубу. Это интересно: Янукович говорит, что Тимошенко предательница, потому что она подписала грабительский контракт, а Тимошенко говорит, что Янукович предатель, потому что он тайно России отдает трубу. Получается парадоксальная ситуация: Янукович трубу не отдает, но Тимошенко всю кампанию строит на том, что он предатель, потому что трубу отдает России. Если уж президент Украины эти репутационные риски принимает, то ему надо было бы как-то трубу отдавать, но никакого к тому желания у него нет, и чем ближе к осени, к выборам, тем вероятность возникновения этого желания будет меньше.

Но и после выборов ситуация тоже выглядит не слишком перспективной: если побеждает Юлия Тимошенко, то получается, что, вроде как, Россия защищает свои контракты, но тему трубы она по-прежнему не решает. Вряд ли Тимошенко изменит свою позицию. Если представим, что выиграет Янукович, опять же возникает вопрос: а готов ли он после победы вернуться к теме передачи трубы? Так что интриг достаточно много, а времени у нас мало. До осени вопрос не решится, а после осени у нас есть лаг от выборов в Раду до декабря, когда начнется строительство первой нитки «Южного потока», его морской части. Думаю, что после этого переговоры можно уже сворачивать, потому что нет никакого смысла с Украиной договариваться. По большому счету, речь там идет о простой формуле: до 2019 года живем, после 2019 года по транзиту расходимся. До этого срока, естественно, Украина платит по прежней цене, после 2019 года  - для Украины отдельные переговоры и с транзита она выбывает. Виктор Янукович загнал себя в политическую ловушку. При этом с точки зрения российских интересов получается, что ни победа Януковича, ни победа Тимошенко проблему может не решить, а времени остается очень мало.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики