Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > На Сахалине есть что делить

На Сахалине есть что делить

Начался раздел продукции по проекту «Сахалин-2». Уже в этом году бюджет получит около полумиллиарда долларов, а до конца реализации проекта доходы государства превысят $100 млрд. Выплаты могли бы начаться раньше, а доходы бюджета вырасти, если бы акционеры проекта постоянно не увеличивали смету.

Проект «Сахалин-2» впервые с момента своего запуска начал приносить государству прибыль от добывающей деятельности. Как сообщил в пятницу оператор проекта, компания Sakhalin Energy, начиная с марта Россия будет ежемесячно получать свою долю.

«Сахалин-2» реализуется на условиях СРП (соглашение о разделе продукции). Это особый вид договора, в соответствии с которым государство предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на определенном участке и на ведение связанных с этим работ. Инвестор, в свою очередь, обязуется провести указанные работы за свой счет и на свой риск. В рамках СРП инвестор получает часть добытых ресурсов, доля определяется соглашением в каждом конкретном случае.

Собственно раздел продукции начинается после того, как инвестор возместит все свои затраты по проекту.

Как сообщает Sakhalin Energy, общая сумма возмещенных затрат по «Сахалину-2» с 1995 года составила $24,5 млрд. Она включает в себя капитальные и операционные затраты по первому и второму этапу проекта.

Российское государство за это время получало с компании лишь налоги — в общей сложности около $3 млрд.

«Раздел продукции начался раньше запланированного (предполагалось, что он начнется ориентировочно в 2014 году. — «Газета.Ru»), — заявил главный исполнительный директор Sakhalin Energy Андрей Галаев. — Это не только следствие благоприятной конъюнктуры рынка, но и, в первую очередь, результат усилий компании и её сотрудников по оптимизации производства при постоянной поддержке наших акционеров».

«В 2012 году, по прогнозам компании, при цене на нефть в $100 за баррель российская сторона СРП получит (без учёта роялти и налога на прибыль) около $0,5 млрд в виде доли прибыльной продукции», — сообщает оператор. До конца реализации проекта Россия, по оценкам Sakhalin Energy, получит еще более $100 млрд.

Проект планируется завершить примерно в начале 40-х годов, рассказал «Газете.Ru» пресс-секретарь Sakhalin Energy Иван Черняховский. «Но технологии не стоят на месте, за 30 лет вполне может появиться что-то, что позволит разрабатывать те ресурсы, разработка которых при сегодняшнем технологическом уровне невозможна. Так что проект может просуществовать и дольше», — добавил он.

Несмотря на заявление Sakhalin Energy о более раннем, чем предполагалось, начале раздела продукции, он мог бы произойти еще раньше. Все дело в смете проекта. Чем больше смета (то есть фактически затраты акционеров), тем позже происходит возмещение инвестором потраченных средств и тем позже начинается собственно раздел продукции.

«С момента начала проекта его смета в общей сложности выросла почти в два раза», — напоминает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Но выигрыш государства от самого факта существования сахалинского проекта перевешивает потери от недополучения средств, добавляет он. «Российские компании в 90-х годах вообще не хотели вкладываться в разработку «Сахалина», — напоминает Симонов. — Зато теперь там ведется активная добыча нефти и газа и построен единственный в России завод СПГ». А это дало возможность вовремя выйти на азиатские рынки, которые растут фантастическими темпами.

Автор: Алексей Топаов

Источник: Газета.RU, 30.03.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики