Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий за март 2012 г.

Топ-лист событий за март 2012 г.

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за март 2012 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Выборы президента РФ

    Это имеет непосредственное отношение в нефтегазовому комплексу. Возвращение Владимира Путина в президентское кресло означает, что у нас в мае начнется великое переселение чиновников, будут колоссальные перемены, и в течение марта и апреля мы будем пытаться уловить направленность этих перемен. Начнется очень серьезная ротация, открывается окно возможностей, и в конце мая мы получим новую конфигурацию власти. Да, системно она будет такой же, но – новые фамилии, новые должности, новые полномочия, все это, конечно, формирует основную интригу на весну. В этом плане и нефтегазовый комплекс не останется в стороне. Ожидаются смена куратора отрасли, структурные изменения, возможны изменения в треугольнике «правительство – администрация президента – госкомпании».

  2. Совещание по проблемам развития газовой отрасли под руководством Владимира Путина в Киришах

    Владимир Путин как президент получает достаточно большой комплекс проблем. С одной стороны, Путин должен поддерживать наш газовый бизнес. С другой стороны, он должен как-то наполнять бюджет. С третьей стороны, он должен как-то поддерживать отечественное производство несырьевого профиля. Но чтобы поддержать бюджет, нужно увеличивать налоги. А с кого увеличивать? Конечно, с нефтегазовых компаний. Чтобы увеличивать налоги с газовых компаний в ситуации, когда им надо инвестировать деньги в развитие, нужно увеличивать их доходы. А как увеличивать их доходы? Внешняя конъюнктура нам не подвластна, остается внутренний рынок. Значит, надо увеличивать цены на газ на внутреннем рынке. Но с другой стороны, увеличивая цены на газ, мы бьем по потребителям этого газа, в том числе по электроэнергетике, по химической промышленности, да и в целом фактически по всей экономике. Как выпутаться из этой ситуации? И мы видим, что Путин ответа не нашел. Вот Газпром запросил повышения тарифов на 26%, и Путин отказал ему. С другой стороны, Путин обещал Газпрому найти где-то деньги на инвестиции, а где – непонятно. Во-вторых, не стоит забывать, что переход на принцип равнодоходности цен с 2015 года пока не отменен. Так что здесь ситуация далеко не так проста. Путину в роли президента будет очень непросто найти компромисс.

  3. Обсуждение перехода на нефтяную систему 55-60 и новой налоговой системы в газовой промышленности

    Вроде бы, идея системы 55-60 разумна, потому что она показывает, что снижать налоги на нефтяные компании нужно, потому что нефтяные и газовые компании сталкиваются с необходимостью активных инвестиций в новые проекты. Но вообще это все - и система 60-66, и 55-60 – выглядит как элемент подачки нефтяным компаниям. Здесь есть две проблемы: проблема первая – эта система не меняет принципов налогообложения нефтяной отрасли. И второе – льготы для нефтяных компаний никак не связаны с необходимостью инвестиций в новые проекты и в реанимацию старых. Ведь на самом деле задача не просто облегчить налоговый режим для нефтяных компаний. Задача сделать так, чтобы нефтяные компании увеличили инвестиции в новые проекты и в реанимацию старых. Вообще наша налоговая система плоха именно двумя моментами: она не стимулирует работу или реанимацию старых месторождений, и она не стимулирует инвестиции в гринфилды. И если вы снизите экспортную пошлину на сырую нефть, вы этим систему не измените. А сейчас такое ощущение, что государство озабочено, как бы дать какую-нибудь подачку нефтяникам и еще как бы изменить систему с точки зрения инвестиций в нефтепереработку. Ну, не нефтепереработка сейчас главная головная боль. Главная головная боль – это добыча, хоть она и кажется стабильной, исходя из цифр. И вот эту комплексную проблему эта ситуация не решает. В газовой отрасли налоговая нагрузка чуть проще. Но мы опять видим, тут фактически есть идея сделать так, чтобы при повышении цен на внутреннем рынке тут же бы все деньги собирались и шли в бюджет. Но эта налоговая политика для чего? Чтобы дополнительно собрать денег в бюджет, или она должна стимулировать добычу? Пока эту задачу наше правительство решить не может, и не факт, что сможет решить следующий кабинет министров.

  4. Законопроект украинской Рады о запрете на аренду и продажу ГТС

    Украина еще более загадочная страна, чем Россия. Вроде бы, для решения проблему собственности на газотранспортную систему Украины есть все экономические аргументы. К примеру, тут же будут снижены в 2,5 раза цены на газ, потому что Россия обещала внутрироссийские цены на газ. И Украина сохранит себя как страну-транзитера, что приносит ей 3-4 млрд долларов в год дохода. Тем не менее, Киев с упорством говорит «нет», и вот даже закон специальный принимается, который запрещает аренду и приватизацию ГТС. Таким образом, экономические аргументы вообще не воспринимаются. Как мантру повторяют: «Нет, отдадим трубу – потеряем Украину». Кончится это все тем, что придется все-таки построить дорогой «Южный поток», лишить Украину статуса транзитера. И естественно, тут у Украины уже не будет никаких аргументов в пользу снижения цены на газ, но будет высокая цена, которая украинскую экономику может разрушить.

  5. Принятие окончательного инвестрешения по Штокману отложено до июля

    Штокман – это такая лакмусовая бумажка. Весь мир смотрит, будем мы его осваивать или нет. На этом примере будут судить об изменении отношения России к нерезидентам. Многие нерезиденты думают, что у нас был ресурсный национализм. И вроде бы, уже пошли изменения («Росфнеть» подписала соглашение с Exxon, Газпром - с Winterhall, НОВАТЭК - с Total), но об этом проекте мы говорим более 10 лет: колоссальные запасы, арктический проект. Если от Штокмана откажутся, это будет тяжелый удар не только по газовой индустрии, но и удар по инвестиционной привлекательности страны, потому что будут думать, что Россия – по-прежнему страна закрытая, малоинтересная, раз уж там такие проекты как Штокман не идут. Все упирается в простую вещь: есть Штокман – государственный проект, а есть Ямал СПГ – частный проект. Так вот, парадокс ситуации в том, что все говорят про госкапитализм, а в результате проект, где контрольный пакет принадлежит госкомпании, оказывается в гораздо худших стартовых условиях, чем проект, который полностью принадлежит частной компании. Как такое может быть, понять невозможно, но это факт. Штокман так и не получил тех льгот, которые получил проект Ямал СПГ. Но очень интересно, что сразу после заседания совета директоров «Штокман Девелопмент АГ» Владимир Путин встречался с руководством компаний Total и Statoil и говорил, что решение по налоговым льготам уже принято. Что он имел в виду, непонятно, потому что никаких публичных решений не было принято. Но, может быть, действительно что-то изменилось, и пришло понимание, что откладывать Штокман невозможно.

  6. Негласное продление моратория на рост цен на нефтепродукты

    Вроде как, мораторий закончился после президентских выборов, но правительство негласно его продлило. В пользу этого говорит тот факт, что цены пока не растут, а падают. А как это возможно, если есть все предпосылки, чтобы цены росли? На мировом рынке цены растут, акцизы у нас растут, издержки растут, на модернизацию НПЗ заложены фантастические бюджеты по этому году, т.е. в общем-то, если мы посмотрим на экономику, то никаких оснований для того, чтобы цены не росли, просто нет. Добавим сюда еще то, что от действий ФАС структура нашего нефтяного бизнеса не поменялась – как он был олигопольным, таким он и остался. Отсюда и возникают эти слухи о неком тайном моратории. Почему избежали публичности, непонятно, потому что вообще-то наша власть очень любит такие вещи: собрать нефтяников, стукнуть кулаком и показать себя радетелем народных интересов. Может быть, выборы прошли, нет необходимости в такой публичности, но, тем не менее, все это рано или поздно все это прорвется. Смело можно прогнозировать достаточно тяжелый конец весны – начало лета, потому что, если это все искусственно сдерживается сейчас, то потом это все будет расти еще быстрее, и надо к этому готовиться.

  7. Презентация стратегии развития ЛУКОЙЛа на 2012-2021 годы

    ЛУКОЙЛ – это компания, которая открыто говорит, что, если в России не изменится налоговый режим, не изменится лицензионная политика, то компания будет вкладывать деньги в добычу в других регионах и странах. Такую позицию можно ругать, но она достаточно откровенна. И в новой стратегии прямо говорится, что компания ЛУКОЙЛ считает правильным прежде всего инвестировать деньги в добычу в других странах. Самое смешное, что наше государство в последнее время всячески поддерживает такую позицию: «Да-да-да, нам надо активнее инвестировать за рубежом». Никто не думает, как же такое возможно. Крупнейшая частная компания принимает такое решение, так может, нужно что-то сделать с налоговым режимом?

  8. Споры вокруг Новороссийского торгового морского порта и других государственных активов

    Разборки вокруг приватизации идут очень активно. За государственной собственностью выстроилась серьезная очередь. С одной стороны, есть предложение передать порт «Роснефти». С другой, первый вице-премьер Игорь Шувалов говорит, что это будет неправильно. Интересно, что г-н Шувалов, вообще выступающий против передачи госкомпаниям этой доли, в конце месяца столкнулся с любопытной компромат-кампанией: рассказывали, как он зарабатывал на акциях Газпрома. Т.е. мы видим, что тема государственной собственности, безусловно, очень драматична, но и очень интригующа. Кстати, и по самой «Роснефти» мы видим постоянную борьбу: в компании считают, что спешить с приватизацией не стоит, а глава Министерства экономического развития Эльвира Набиуллина говорит, что спешить надо, что в 2012 году пора выставлять на продажу. Т.е. приватизационная тематика – одна из линий водораздела между путинскими кланами, и, безусловно, очень важная тема.

  9. Предложение о передаче «Севморнефтегеофизики» (СМНГ) «Роснефтегазу», а также выступление главы Совбеза Николая Патрушева с заявлениями об угрозе вытеснения западными нефтесервисными компаниями российских

    Возникла идея, что государство должно создать на базе имеющихся активов мощную нефтесервисную компанию, передать туда все, что осталось у государства, а то, как пугает г-н Патрушев, придут иностранцы, хотя они и так уже здесь, и начнут нас отовсюду вытеснять. Но проблема в том, что если вы искусственно прижимаете иностранные сервисные компании, то столкнетесь с очень серьезным вопросом. Когда у нас с вами начнется падение добычи (эту тему мы разбирали в налоговом блоке нашего рейтинга), как вы будете ее поддерживать хоть на каком-то уровне без использования современных нефтесервисных технологий? Вы просто этого не сделаете. Как раз сервис способен хоть как-то поддерживать общую добычу на достаточном уровне. И в этом плане тенденция отказа от участия иностранцев не совсем разумна. К огромному сожалению, российский сервисный бизнес с точки зрения ноу-хау конкурировать пока с иностранцами не сможет. Поэтому искусственные ограничения прав нерезидентов на сервисные услуги могут оказаться не очень выгодным и разумным сценарием.

  10. Провал сроков сдачи терминала в Усть-Луге

    Вот пример, когда проект, которому было уготовано стать чуть ли не венцом избирательной компании Владимира Путина, с треском и шумом провален. И он показал, что у нас действительно по инфраструктуре очень много «косяков». Хорошо еще, что Путину не понадобился этот терминал, он и так сумел переизбраться. Но как можно было совершать такие ошибки при проектировании и строительстве? И при этом наши компании обычно обижаются на любую критику по стоимости или по качеству работ. Но вот когда это видно, все замолкают, и никто ничего не собирается разбирать. Что у нас там строится на востоке страны, не так видно, но там проблем не меньше. Поэтому, конечно, над проблемой борьбы за качество инфраструктуры еще работать и работать, и Усть-Луга в этом случае пример очень яркий.


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.
Налоговая политика в отношении нефтегаза в период бюджетного дефицита
Отношения Минфина и отрасли в эпоху «нефти по 100» складывались на основе «ножниц Кудрина» - доходы свыше отметки в 60 долларов за баррель просто срезались в пользу федерального бюджета. Но это позволяло нефтяным компаниям сравнительно спокойно относиться к падению цен на нефть и даже получать выгоду, как бы парадоксально это не звучало. Ведь обвал нефтяных цен традиционно сопровождается падением курса рубля, что выгодно экспортерам. Однако радоваться ТЭКу не пришлось. Столкнушвись с бюджетным дефицитом, Минфин все равно обратил свои взоры на отрасль, придумав для нее новые налоговые изъятия. Министерство получило мощный аргумент в свою пользу: добыча нефти в 2016 показывает рекордный рост, и это позволяет ведомству заявлять, что финансовая ситуация не так и плоха, как о ней рассуждают нефтегазовые компании. В результате бюджетная трехлетка (2017-2019 гг.) может стать для отрасли проблемной, хотя нефтегаз, наоборот, рассчитывал на запуск новой налоговой системы на основе налогообложения прибыли.
Европейский рынок газа – жизнь в эпоху Третьего энергопакета

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики