Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европа не решается сказать «нет» иранской нефти

Европа не решается сказать «нет» иранской нефти

Главы МИД стран Евросоюза (ЕС) в понедельник отказались принимать решение о полном запрете импорта нефти из Ирана, которое должно вступить в силу с 1 июля. Европейские чиновники взяли техническую паузу до конца мая в ожидании итогов очередной встречи "шестерки" по иранской теме. Тегеран продолжает настаивать на мирном характере своих атомных программ, считая при этом, что нефтяное эмбарго окончательно добьет пребывающую в кризисе экономику еврозоны.

Ранее сообщалось, что к 1 мая Брюссель должен определить действенность решения о введении полного запрета на импорт иранской нефти в Европу. Ведь когда 23 января ЕС проголосовал за эти меры, европейскими лидерами двигали, скорее, эмоции, замешанные на большой политике.

Экономический анализ принятого решения - не наносят ли санкции больше вреда Европе, чем Тегерану – предпочли провести позже. Под давлением Италии и Греции - основных потребителей иранской нефти в решение Совета ЕС от 23 января была внесена важная оговорка. Речь тогда шла о том, что ситуация вокруг Ирана и прекращение действующих контрактов на поставки нефти должны быть "вновь проанализированы" 23 апреля на заседании глав МИД стран - членов ЕС в Брюсселе.

Но Италия и Греция в понедельник отказались обсуждать данный вопрос. По словам источника в дипломатических кругах Брюсселя, которого цитирует ИТАР-ТАСС, Италия и Греция опасаются, что отказ от иранской нефти увеличит их затраты на энергоресурсы. При этом обе страны должны выполнять жесткие стабилизационные программы по сокращению своих бюджетных расходов, что, в частности, лишает их маневра в переговорах с альтернативными поставщиками.

Евросоюз ежедневно потребляет около 600 тысяч баррелей нефти (около 20% иранского экспорта). При этом основная доля европейского импорта иранской нефти, около 68%, приходится на Грецию, Италию и Испанию. В Греции доля поставок из Ирана достигает 35%.

Кстати, средняя отпускная цена топлива в Греции в начале 2012 года повысилась на 5-6% после того, как ЕС в конце прошлого года заявил о неизбежности введения нефтяного эмбарго в отношении Тегерана. В ответ на это Иран пригрозил заблокировать судоходство в Ормузском проливе, одном из ключевых морских путей транспортировки нефти из Персидского залива, чего, впрочем, также пока не случилось.

Но прекращение поставок нефти с начала апреля самим Ираном во Францию, Великобританию и Грецию, похоже, лишило европейцев решительности.

В частности, на прошлой неделе директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ) Кристин Лагард высказала предположение о том, что мировые цены на нефть могут возрасти на 20-30% в случае прекращения поставок из Ирана.

"Неожиданный и резкий рост цен будет иметь серьезные последствия для мировой экономики" до тех пор, пока другие страны-экспортеры не восполнят этот пробел, подчеркнула Лагард, слова которой приводит иранское агентство "Фарс".

По мнению экспертов, европейцы, похоже, попали в ловушку, поддавшись настоятельным требованиям США ввести запрет на экспорт в ЕС иранской нефти. При этом в отличие от Европы американцы иранскую нефть не потребляют, напомнил ПРАЙМ глава Rustnergy Михаил Крутихин. Он считает, что баланс на нефтяном рынке может быть нарушен только в том случае, если будет перекрыт Ормузский пролив – и для ЕС это чревато более серьезными последствиями, чем для Ирана. С коллегой согласен и гендиректор Фонда национальной безопасности Константин Симонов. Он не спешит считать чисто пропагандистскими заявления Министерства нефтяной промышленности Ирана о том, что эмбарго не является шоком для страны, а создаст куда больше проблем самим европейцам. Ведь при желании Иран сможет быстро закрыть брешь в поставках Китаем и странами Юго-Восточной Азии.

Автор: Ирина Столярова

Источник: ПРАЙМ, 23.04.2012 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики