Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Судьба Штокмана остается под вопросом

Судьба Штокмана остается под вопросом

Взбадривать приунывших западных инвесторов приходится президенту

Поднять упавший было интерес иностранных акционеров к сложному проекту добычи газа на Штокмановском месторождении в Баренцевом море помогут налоговые льготы. Как сообщил глава «Газпрома» Алексей Миллер после встречи президента Владимира Путина с главой норвежской Statoil Хельге Лундом, дополнительные преференции, если потребуются, «будут предоставлены». Между тем уверенности в в подписании инвестиционного соглашения по проекту, которое откладывалось несколько лет, пока нет.

«Добычный актив очень большой, мирового значения – Штокман, по которому пока не принято окончательное решение, но нам нужно двигаться активнее, – сказал Путин в минувшую пятницу на встрече с главой Statoil. – Мне кажется, у нас есть все шансы начать это движение, причем можно сделать определенные шаги уже в ближайшее время на Экономическом форуме в Санкт-Петербурге».

Хельге Лунд, в свою очередь, заверил, что его компания сделает для этого все возможное. Правда, посетовал, что проект начался в сложных условиях. «Газпром» настроен на то, чтобы развивать нашу концепцию, и мы сейчас настраиваемся на сжиженный природный газ (СПГ)», – добавил он. В рамках проекта планируется строительство завода по сжижению газа и подводного газопровода с шельфа на берег, однако сейчас стороны обсуждают возможность отказа от трубного газа, чтобы снизить стоимость проекта.

Это подтвердил и Миллер, сообщив, что газ, который будет добываться на Штокмановском месторождении, будет полностью перерабатываться в СПГ, кроме 1,7 млрд. кубометров для газификации Мурманской области. По его словам, основные базовые условия новой конфигурации проекта могут быть подписаны в рамках Петербургского экономического форума.

Напомним, что Штокман с запасами в 3,9 трлн. кубометров газа и 56,1 млн. тонн газоконденсата – одно из крупнейших месторождений в мире. Акционерами проекта являются «Газпром» (51%), французская Total (25%) и Statoil (24%).

В 2002 году для освоения месторождения «Газпром» и «Роснефть» создали ООО «Севморнефтегаз». В декабре 2004 года «Роснефть» продала свою долю в «Севморнефтегазе» «Газпрому». Проект планировалось реализовывать на условиях соглашения о разделе продукции. На первом этапе собирались ежегодно добывать 22 млрд. кубометров газа, часть из которых должна была пойти на производство СПГ, который планировалось экспортировать в США.

Долгое время «Газпром» планировал привлечь к разработке месторождения иностранные компании, передав им 49% акций месторождения. В сентябре 2005 года был сформирован список из пяти компаний – потенциальных участниц консорциума по разработке месторождения: Hydro и Statoil (Норвегия), Total (Франция), Chevron и ConocoPhillips (США). Однако в начале октября 2006 года «Газпром» объявил, что ни одна из этих компаний не смогла предоставить активы, «соответствующие по объему и качеству запасам Штокмановского месторождения». В связи с этим недропользователем будет выступать сам «Газпром», а «авторитетные международные компании» будут привлекаться лишь в качестве подрядчиков. Одновременно «Газпром» объявил и о том, что газ с месторождения будет поставляться не танкерами в США, а по газопроводу Nord Stream в Европу.

Между тем сложные арктические условия, большая удаленность от берега потребуют уникальных технологий добычи и транспортировки, которыми «Газпром» не располагает. Прогнозируемые инвестиции оцениваются от 15 до 20 млрд. долл.

В июле 2007 года было объявлено, что партнером «Газпрома» будет французская Total, которая получит 25% в компании – операторе Штокмана. Еще 24% переданы объединенной норвежской компании StatoilHydro. Однако принятие инвестиционного решения неоднократно откладывалось. В конце прошлого года акционеры компании-оператора проекта – Shtokman Development AG – решили перенести окончательное решение на март 2012 года. Однако 29 марта оно было опять отложено – на этот раз до 1 июля. Акционеры считают, что на согласование условий, требующихся для принятия правильного инвестиционного решения, необходимо дополнительное время.

Подстегнуть готовность инвесторов могут обещания льгот с российской стороны. Как пояснил Миллер в минувшую пятницу, «президент сегодня сказал о том, что если потребуются какие-то дополнительные преференции Штокмановскому проекту, то они будут предоставлены».

Между тем акционеры заметно нервничают. В конце прошлой недели появились сообщения о том, что из проекта может выйти норвежская Statoil, место которой может быть занято англо-голландской Shell. Неоднозначные оценки по поводу судьбы проекта и его конкурентоспособности высказывают и опрошенные «НГ» эксперты.

Как отмечает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник, вероятность, что инвестсоглашение будет заключено в июле, существует. «К форуму всегда стараются приберечь какое-то крупное событие, так что шансы есть, – надеется он. – Правда, есть и проблемы. Помимо Statoil, которую пришлось уговаривать самому президенту, Total ратует за снижение сметы. К тому же французам надо разрываться на два фронта – Ямал СПГ с НОВАТЭКом и Штокман. Синхронизировать сразу два проекта – задача не из легких, и как компания с ней справится, пока сказать сложно. Впрочем, есть заявление Миллера о том, что президент пообещал налоговые льготы. А именно этого – определенности – как раз и ждут инвесторы».

Что касается конкурентоспособности, то проект, по мнению Пасечника, в любом случае не будет убыточным, «иначе его никто бы и не начинал». «Сейчас есть «просадки» в европейском потреблении газа, но это локальный процесс, – продолжает он. – В долгосрочной перспективе газопотребление будет расти, и штокмановский газ найдет свое применение».

Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин настроен более категорично. «Сколько ждать окупаемости проекта, никто не знает. Одна из причин недовольства иностранных акционеров – это статус Statoil и Total, которые фактически находятся на положении сервисных компаний. Они ни кубометра газа не могут поставить на свой баланс, чтобы увеличить собственные показатели. Так что смысл участвовать в проекте для них постепенно теряется. Я думаю, что никакого решения на питерском форуме в июле по Штокману принято не будет. По крайней мере я бы этого на месте иностранцев не делал, пока поправки о налоговых преференциях, о которых много говорилось и ранее, не примут законченный и законный вид».

По мнению Крутихина, никаких конкурентных преимуществ у штокмановского СПГ на мировом рынке не существует. «Цена на этот газ не может быть ниже 300 долларов за тысячу кубометров, – поясняет он. – Тогда как Катар, для которого СПГ – всего лишь побочный продукт от добычи нефти, может поставлять его почти бесплатно. Если до конца года ничего не получится и иностранцы не поверят в серьезность намерений властей снизить коррупцию, дискриминацию западных инвесторов и т.п., они просто выйдут».

Конкурировать газу из Баренцева моря на мировом рынке будет сложно, соглашается глава отдела инвестиционного анализа компании «Универ» Дмитрий Александров. «Все зависит от объемов потребления в Европе, – отмечает он. – Если потребление будет расти, то шансы на рентабельность Штокмана остаются. Если же ЕС скатится в долговременную рецессию, то тогда о прибыли говорить не стоит – придется отодвигать сроки реализации проекта. К тому же есть еще и иранский фактор: если в Тегеране сменится власть по иракскому образцу, то это будет серьезный удар по перспективам экспорта российского газа».

Автор: Сергей Куликов

Источник: Независимая газета, 28.05.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики