Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Визит в Поднебесную

Визит в Поднебесную

Президент России Владимир Путин прибыл в Китай. В ходе двухдневного государственного визита в КНР планируется подписание Совместного заявление глав государств, а также более десятка документов в ключевых областях сотрудничества, таких как энергетика, промышленность, инновационные технологии. 

В преддверии своего визита в КНР Путин написал статью для китайской газеты «Жэньминь жибао», передают «Вести.Ru».

Обращаясь к «многомиллионной аудитории» издания, Путин пишет о важной роли России и Китая во всех глобальных процессах, происходящих в мире, подчеркивая, что ни один важный вопрос мировой политики и экономики невозможно решить без учета интересов этих двух стран. «В этих условиях — мы осознаём общую ответственность за дальнейшее выстраивание российско-китайского стратегического партнерства на долгосрочную перспективу», — пишет президент России.

Путин подчеркивает, что отношения между Россией и Китаем являются «примером межгосударственных связей нового типа», которые «свободны от разного рода предубеждений и стереотипов» и «не подвержены сиюминутной конъюнктуре».

Президент в своей статье напоминает, что в 2011 году товарооборот между двумя странами достиг рекордного показателя в 83,5 миллиарда долларов и сообщает, что к 2015 году эта сумма вырастет до 100 миллиардов, а к 2020 году — до 200 миллиардов долларов.

В числе совместных проектов, над которыми работают Россия и Китай, Путин особо отмечает российское участие в строительстве первой очереди Тяньваньской АЭС и пишет, что рассчитывает на дальнейшее сотрудничество при реализации этого проекта и строительстве других энергетических объектов в КНР.

Далее Путин пишет, что пришло время начать разработку «долгосрочного Плана действий по развитию российско-китайского взаимодействия в гуманитарной сфере».

Также глава российского государства отмечает успехи, достигнутые Шанхайской организацией сотрудничества в вопросах достижения стабильности в регионе, и пишет, что странам-участникам ШОС следует плотнее сотрудничать не только в политической, но и в экономической сфере.

Как сообщил журналистам помощник президента России по международным делам Юрий Ушаков, программой пребывания в КНР предусмотрены переговоры Путина с председателем Ху Цзиньтао, премьером Госсовета Вэнь Цзябао, заместителем председателя Си Цзиньпином и заместителем премьера Госсовета Ли Кэцяном, а также председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей У Банго, сообщает «Интерфакс».

Китайская сторона рассчитывает, что главным вопросом на переговорах глав РФ и КНР станет энергетическое сотрудничество, включая строительство российско-китайского газопровода, заявил замминистра иностранных дел КНР Чэн Гопин.

Между тем вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что не стоит ожидать, что в ходе визита будет подписано Соглашение о поставках газа из РФ в Китай. «Сомневаюсь. Нет договоренностей. Будем пытаться договориться», - сказал он журналистам.

Представитель Кремля подчеркнул, что Китай остается важнейшим внешнеторговым партнером России. По итогам 2011 г. объем двустороннего товарооборота составил 83,5 млрд долларов, что почти на 40% больше показателя 2010 г.

«Россия и Китай вплотную подошли к реализации поставленной главами двух государств задачи - довести объем взаимной торговли к 2015 г. до 100 млрд долларов. Не исключено, что эта цель будет выполнена досрочно. Такие шансы есть», - отметил он.

Ушаков напомнил, что в стадии реализации находятся проекты совместной разработки дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета и тяжелого вертолета, успешно осуществляется программа сотрудничества в области космонавтики, по ряду других ключевых проектов в высокотехнологичных сферах, в том числе по линии технопарков, включая «Сколково».

Он отметил также, что важнейшей составляющей российско-китайских отношений является сотрудничество в районе общей границы, протяженностью более 4 тысяч км. В этом году стороны приступили к первой после завершения демаркации проверке линии прохождения государственной границы (такая проверка должна проводиться 1 раз в 10 лет).

Кроме того, уже утверждена Стратегия развития трансграничной сети особо охраняемых природных территорий в бассейне реки Амур. Продолжается диалог по созданию трансграничного резервата «Земля леопарда». Ведется работа по разработке Плана российско-китайских совместных действий по сохранению амурского тигра. В рамках сотрудничества по охране окружающей среды создается механизм оповещения и обмена информацией при трансграничных чрезвычайных ситуациях экологического характера.

Одним из традиционных направлений стратегического партнерства с Китаем является взаимодействие на международной арене. «Москву и Пекин связывает близость или совпадение позиций по основным глобальным и региональным вопросам. Наши страны активно сотрудничают также по проблематике стратегической безопасности и стабильности, контроля над вооружениями и нераспространения», - подчеркнул Юрий Ушаков.

По его словам, в ходе переговоров с китайским руководством запланирована «сверка часов» по широкому кругу тем, включая координацию в ООН, «Группе 20», АТЭС, БРИКС, ШОС, обмен мнениями по обстановке на Корейском полуострове и Ближнем Востоке, иранской ядерной программе.

После завершения программы госвизита Владимир Путин примет участие в саммите Шанхайской Организации сотрудничества, который пройдет в Пекине 6-7 июня.

На полях саммита ШОС российский лидер проведет встречи с президентом Афганистана Хамидом Карзаем и президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом.

Комментирует Константин Симонов, директор Фонда национальной энергетической безопасности:

- К сожалению, технологический альянс с Западом у нас не складывается. Как только мы предлагаем реальную кооперацию, нас бьют по рукам. Очень яркой историей стала ситуация с Opel, покупка которого была сорвана американцами.

Американцы тем самым еще и европейцам показали, что с русскими не стоит особо тесно кооперироваться в высокотехнологичных отраслях. Поэтому сейчас у нас есть только локальные совместные проекты в области транспортного машиностроения, но и они не столь грандиозны, как хотелось бы. Мы видим, что в автопроме все кончается переносом сборки на российскую территорию. Назвать это кооперацией не получается.

В этом плане логично налаживание сотрудничества с Китаем. У нас есть технологии (все-таки с советских времен у нас еще не все разрушено и что-то еще можно реанимировать), а у Китая есть деньги, но при этом совершенно нет никаких технологий.

Все, что касается китайских технологий – миф. Единственное, в чем преуспел Китай - это копирование чужих технологий. Но это тоже не выход, тем более, что с этим начинают бороться, и китайцы это понимают. Кстати, Китай украл у нас ряд вещей, в том числе, например, и ряд самолетов. Сейчас получается, что мы предоставляем технологии, Китай - деньги. Такая кооперация вполне может сложиться. Уже идут разговоры о вполне реальных проектах, например, о сотрудничестве по дальнемагистральным самолетам.

Китай активно покупает американские бонды. Ему это не нравится, так как субсидировать американскую экономику дважды (товарами, а потом еще и деньгами, вырученными за эти товары) не совсем правильно.

К сырьевому партнерству с Китаем мы относимся скорее осторожно, и делаем правильно. То, что мы аккуратно пускаем Китай в нашу добычу - абсолютно разумный подход. Китай – очень жесткий переговорщик, он не готов платить нормальную цену, так что совершено логично, что мы от сырьевого партнерства переходим к технологичному. Это логичное решение по трем причинам.

Первая причина: с Европой (и, прежде всего, Соединенными Штатами, которые Европу оттаскивают от нас за штаны) у нас партнерства в этой области не получается. Во-вторых, у нас пока есть технологии, которые нужно доводить до ума, а у Китая есть на это деньги. И третье: в сырьевом партнерстве с Китаем надо быть крайне аккуратными.

Что касается того, в чем наше партнерство может быть ограничено: я считаю, что в военно-промышленном комплексе нам не стоит слишком активно заниматься кооперацией - все-таки военно-политические отношения с Китаем до конца не ясны.

А вот гражданское машиностроение, автомобилестроение - это те сферы, где мы должны немедленно налаживать кооперацию.

Не исключаю, что в перспективе Китай может подключиться и к атомному машиностроению. Спрос Китая на атомную энергетику колоссален. Возможно, Китай предоставит деньги, которые мы можем использовать на создание каких-то кооперационных схем.

Мы пока еще не определились, что такое для нас Китай. Проблема заключается в том, что мы пытаемся идти на Запад, а там к нам по-прежнему относятся, как к каким-то непонятным партнерам, с которыми не надо строить никакого высокотехнологичного партнерства. Если европейцы не хотят вкладываться в технологическую кооперацию, у нас нет другого пути, кроме как идти в Китай.

При этом Китай - страна, которая будет идти во внешнюю экспансию. Поэтому здесь надо быть крайне осторожными. Но если мы выберем кооперацию в сфере гражданского машиностроения (то есть откажемся от кооперации в сфере ВПК и очень будем осторожны с точки зрения поставок сырья), то здесь можно найти общий язык.

Источник: Актуальные комментарии, 05.06.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики