Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Кому Россия отдаст газ

Кому Россия отдаст газ

Спрос на российский газ мог бы стимулировать развитие Восточной и Западной Сибири 

С точки зрения поставок энергоносителей визит Путина в Китай закончился ничем - контракт по поставкам газа так и не подписан. Но если во время прошлогоднего июньского визита Ху Цзиньтао в Россию были огромные ожидания, то теперь никаких особых ожиданий не было. Даже экстренный вызов Алексея Миллера с Мирового газового конгресса в Куала-Лумпуре ни к чему не привел. Можно ли это рассматривать как поражение Российской Федерации, ведь получается, что за год мы так и не сблизили позиции с Китаем?

Дело в том, что в последнее время Пекин достаточно агрессивно продвигает прогнозы, согласно которым России, вроде как, нет места на китайском рынке. Постоянно говорится, что окно возможностей закрылось, что Россия опоздала, что будут поставки СПГ из Австралии и с Ближнего Востока, что построят газопровод из Бирмы, увеличат закупки газа в Туркмении. Наконец, самое главное – это рост собственной добычи нетрадиционного газа на территории Китайской Республики. Однако, если внимательно разобраться со всеми этими прогнозами, то становится ясно - каждый из них несет серьезные изъяны.

Если мы говорим про нетрадиционный газ, то добыча сланцевого газа в Китае ограничена прежде всего нехваткой воды, необходимой для гидроразрыва пласта.

Если мы говорим про шахтный метан, то здесь есть проблемы с технологиями, которые Китай хочет получить в Австралии, но там его участие в серьезных проектах сознательно ограничивают.

Если мы говорим про поставки СПГ с Ближнего Востока и из Австралии, надо понимать, что США полностью контролируют путь прохода метановозов до Китая. Совершенно неудивительно, что сейчас на севере Австралии создается крупнейшая в этом регионе военно-морская база Соединенных Штатов.

Т.е. сегодня поставки СПГ для КНР несут колоссальные риски, так же как и танкерные поставки нефти. В этом плане Россия на самом деле является единственным более-менее понятным поставщиком газа в Китай. Прежде всего, конечно, мы говорим про поставки на восточное побережье. Впрочем, есть еще и Туркмения, но при этом мы знаем, что сегодня она поставляет газ в Китай по очень низким ценам и крайне этим недовольна. Да, Китай, конечно, совершил серьезный внешнеполитический прорыв, сумев обеспечить себе очень комфортные цены на поставки. Но если мы говорим про серьезные объемы газа, то здесь конкурировать с Россией сложно, тем более что политические риски этого процесса минимальны. И если действительно газовый контракт будет подписан, то Россия способна обеспечить трубопроводные поставки газа в Поднебесную.

Однако контракт не подписан. Думаю, что это правильно. Нам в отношениях с Китаем нужно отказаться от их привязки к европейскому вопросу. Дело в том, что европейцы тоже достаточно агрессивно давят на «Газпром». Идет «война» докладов, «война» прогнозов. Недавно, к примеру, был очень яркий доклад Мирового энергетического агентства, в котором говорилось, что на рынке наступает «золотая эра газа», но эта эра не для всех, для «Газпрома» она не наступит. Да, будет расти спрос на газ, но не на российский. Этот доклад провокативен. Европа постоянно говорит, что ей не нужен газ из России, потому что вот-вот придет СПГ из Америки, из Австралии, из Катара, из Мозамбика, и далее по списку. А что будет, если этот СПГ не придет на европейский рынок? Европейцы на этот вопрос ответ не знают. Важно, что они давят на Россию, а Россия не находит ничего лучше, как предложить тот газ, что предназначен для Европы, Китаю. Идея газопровода «Алтай» - это соединение месторождений Западной Сибири, которые являются основой наших экспортных поставок в Европу, с Синьцзян-Уйгурским автономным районом на западе Китая.

Так вот, я думаю, что нам все-таки пора пересмотреть отношения с Китаем. Борьба за европейский рынок, безусловно, является приоритетом номер один для «Газпрома». В этом плане возможность поставлять газ из Ямало-Ненецкого округа в Китай может рассматриваться как инструмент давления на европейских покупателей, но очевидно, что этот контракт может быть подписан только в случае согласия Китая на равнодоходность поставок в Европу. Нас совершенно не устраивает демпинг в этом вопросе. И это один из важных принципов, которому мы должны следовать. Наша задача не просто любой ценой выйти на китайский рынок. Наша задача – получить достойную цену. Негативный опят Туркмении не должен быть повторен. Пора вернуть на сцену газопровод «Восток», о котором мы два года уже молчим с момента визита Дмитрия Медведева в Пекин в сентябре 2010 года. Нужно вернуть в переговоры газ из Восточной Сибири и вообще переключить акцент с Западной Сибири на Сибирь Восточную. Китаю нужен газ. Китаю нужен политически нерискованный газ, но при этом мы не должны отдавать Пекину тот газ, который мы могли бы поставить на европейский рынок.

Борьба за европейский рынок не закончена. Панические настроения здесь, вызванные статистикой первых пяти месяцев, не всегда оправданы. Давайте будем исходить из простого принципа: Китай – это действительно мощный емкий рынок, нужно о нем думать, но нельзя выходить на него любой ценой, нельзя демпинговать. Нужно предлагать более реальные проекты, понимая, что для Поднебесной больше нужен газ на востоке, соответственно, надо прежде всего предлагать Пекину газ из Восточной Сибири.  

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ      


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия
Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики