Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Энергетическая идея фикс Брюсселя (аудио)

Энергетическая идея фикс Брюсселя (аудио)

Евросоюз решил вписать Азербайджан и Туркмению в «Набукко»

В студии программы работает обозреватель Михаил Шейнкман. 

Дым из трубы

Не мытьем, так катаньем Евросоюз решил втянуть Баку и Ашхабад в свои углеводородные планы. «ЕС намерен заключить с Азербайджаном и Туркменией соглашение по правовой базе проекта Транскаспийского газопровода, которое внесет значительный вклад в открытие европейского Южного газового коридора». Накануне к этому пришли министры иностранных дел Евросоюза на своей дежурной встрече в Люксембурге.

Сделали это, надо сказать, не впервые. Речь о некоей легитимизации участия этих стран в проекте «Набукко» заходила и прежде. Тогда, правда, в более аккуратных формулировках. Сейчас же эксперты усматривают признаки давления с намеками на политическую интервенцию. Формально все выглядит так, что ЕС никого ни к чему не обязывает. Но провоцирует, это точно.

Не так давно комиссар Евросоюза по энергетике Гюнтер Эттингер заявил о том, что отсутствие правового статуса Каспия — это не помеха для вмешательства в его потенциал. То есть, по сути, призвал прикаспийские государства забыть приличия, добрососедство и начать агрессивную эксплуатацию среды. Естественно, с выгодой для Запада тоже. А ему нужно только одно — ресурсы и транзит.

Туркмения и Азербайджан в этом смысле — ключевые, но слабые звенья. Именно потому, что неурегулированные отношения с остальными прибрежными странами, да и друг с другом тоже, мешают им развернуться. Более того, Москва считает, что любые вопросы, связанные с прокладкой трубопроводов по дну моря, должны решаться при согласии всех прикаспийских государств. В этом ее, безусловно, поддерживает Иран. Может быть, в меньшей степени Казахстан.

Баку и Ашхабад исходят из того, что разрешение всей пятерки совсем не обязательно. Они понимают, что его никогда не будет. Поэтому считают достаточными для разработки собственных проектов двусторонние соглашения с потенциальными потребителями.

Именно за этот эгоизм Евросоюз и решил зацепиться. Причем сделал это так, чтобы демонстративно сработать на контрасте. В начале июня на саммите Россия — ЕС Владимир Путин заявил, что Москва не будет считать легитимными принятые без консенсуса решения по Каспию. Накануне в Люксембурге министры иностранных дел показали, что они не все понимают с первого раза.

Впрочем, Запад можно объяснить. Проект «Набукко», задуманный США в качестве альтернативы российскому газу, трещит по швам. Прежде всего от безумно вложенных в него сумм. Его стоимость уже возросла почти в два раза по сравнению с изначальной сметой, сейчас он оценивается в 15–16 миллиардов, а перспективы по-прежнему туманны. Причем разглядеть их уже не могут даже западные аналитики.

От проекта один за другим начинают откалываться его участники. С недоверием к нему относятся инвесторы. Чтобы вернуть интерес к нему, необходимо что-то принципиально определяющее. Решение о некоей правовой базе со странами — поставщиками и транзитерами — это как раз то, что надо. Оно имитирует движение. По большому счету это искусственное дыхание. И хватит его, наверное, только на то, чтобы выдохнуть: «Проект жив».

Запад соблазняет прикаспийские государства некими, большей частью политическими преференциями. Поскольку говорить о бизнесе в проекте под условным названием «деньги в трубу» слишком самонадеянно. Гарантировать Евросоюз может лишь невмешательство во внутренние дела этих стран. Это, конечно, пустышка. Поскольку оба режима в состоянии справиться с любыми призраками арабских весен.

Но в Евросоюзе, видимо, полагают, что в условиях обостренной геополитики его страховка от таких рисков тоже чего-то стоит. Как бы то ни было, участие Азербайджана с Туркменией в «Набукко» Евросоюз для себя зафиксировал. Так что теперь этот проект можно официально считать идеей фикс.

Продолжит генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Шейнкман: Евросоюз решил втянуть Баку и Ашхабад в свои углеводородные планы. Не получается ли это по принципу «без меня женили»?

Симонов: Европейский союз демонстрирует довольно спорное отношение к международному праву. Сегодня Европейский союз готовит очень опасную вещь: он провоцирует Туркмению к нарушению международного законодательства.

В этом плане вопрос к России: готова ли она терпеть открытый плевок в лицо, а иначе это назвать нельзя, и согласна ли она смириться с подобным поведением Туркмении, если, конечно, Туркмения все-таки намерена начать это строительство?

Меня часто обвиняют в очень резкой реакции на эти сюжеты, но это вопрос уважения к себе и к международному праву. Я абсолютно убежден, что Россия должна занимать крайне жесткую позицию по этому вопросу. Это не вопрос какой-то конкуренции, это вопрос уважения к международному праву и уважения к своим национальным интересам, защищенным этим самым правом.

Пока мы не решим вопрос правового статуса Каспия, к строительству Транскаспийского газопровода приступать ни в коем случае нельзя, и никаких правовых условий создать для этого нельзя. Нельзя создать правовые условия, включая Туркмению в газопровод «Набукко» — это изначально абсолютно нелегитимная и нелегальная вещь.

Шейнкман: Но тем не менее министр иностранных дел принимает решение о правовой базе, и Туркмения тоже не против в этом участвовать. Если все-таки у них что-то получится, как должна себя вести Москва?

Симонов: Я бы так ответил на вопрос. Очень часто европейские чиновники задают мне вопрос: как поведет себя Россия в случае начала строительства Транскаспийского газопровода? Однажды один европейский чиновник сказал: «Мне говорили в Москве, что вы готовы применить любые приемы, кроме войны. Вы с этим согласны?» То есть он думал, что это очень жесткая позиция.

Я сказал: «Я считаю, что если называть вещи своими именами, надо применять любые способы, включая войну». Давайте не будем лукавить, если на Каспийском море вам открыто плюют в лицо, нарушая международное право, и вы понимаете, что у вас есть все юридические основания, вы понимаете прекрасно, что вы правы…

Представьте себе ситуацию, что вместо России на этой территории оказались бы Соединенные Штаты. Как бы они повели себя в такой ситуации, когда открыто плюют на их интересы и на международное право? Разве они стали бы это терпеть? Давайте, раз уж мы учимся у западных стран поведению на международной арене, копировать их способы решения проблем. Почему бы и нет?

Я абсолютно убежден, что реакция Соединенных Штатов в этом случае не заставила бы себя ждать ни минуты. Поэтому я считаю, что позиция России должна быть крайне жесткой и надо, пока еще не поздно, очень внятно объяснить нашим туркменским коллегам, что подобные неправовые действия могут вызвать, к сожалению, самую жесткую реакцию.

Источник: Голос России, 26.06.2012 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики