Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Кто заменит Иран на рынке нефти?

Кто заменит Иран на рынке нефти?

Пожалуй, в сложившейся ситуации проблем больше у ЕС, нежели у Ирана 

Начало второго полугодия принесло россиянам новые штрафы и новые тарифы. Но и для европейцев эта дата значима, потому что именно к 1 июля необходимо было принять решение по закупкам иранской нефти.

Напомню, что Европейский Союз в свое время принял решение отказаться от новых контрактов с Ираном, но старые контракты действовали. То, как развивались события вокруг Сирии и Ирана, а переговоры по иранской программе в Москве завершились ничем, не оставило сомнений – с 1 июля эмбарго на закупки иранской нефти вступит в действие. ЕС

Любопытно, как будет дальше развиваться ситуация. С одной стороны, мы знаем примеры ухода с мирового рынка нефти достаточно крупных стран. Самым ярким примером, конечно, является Ирак, который из-за войны фактически ушел с большой арены на 7-8 лет. В прошлом году была история с Ливией. Конечно, Ливия – не Ирак, но и она является достаточно крупным производителем.

Если мы посмотрим статистику по 2011 году, то заметим, что Саудовская Аравия достаточно серьезно нарастила добычу нефти и как раз ровно на столько, на сколько Ливия добычу снизила. В 2011 году добыча нефти в Саудовской Аравии выросла на 12,7% (59,2 млн тонн) и достигла 526 млн тонн. Падение добычи в Ливии составило 71% или 55 млн тонн. Добывали они 77,5 млн тонн, а стали добывать 22,5 млн тонн. Ливия была полностью замещена Саудовской Аравией.

За год добыча в Саудовской Аравии выросла почти на 60 млн тонн. Для России это фантастическая цифра: у нас добыча выросла всего на 6 млн тонн.Но Иран – более серьезный производитель, и зависимость европейского рынка от Ирана более серьезная. 205 млн тонн – общая добыча в Иране, и 87 млн тонн – собственное потребление. Годовой экспорт – примерно 118 тонн. Понятно, что замещать надо будет не все, потому что Китай и Япония будут тоже брать у Ирана. Нужно найти примерно 20-25 млн тонн для европейского рынка.

Тут-то и возникает вопрос. Саудовская Аравия – это, вроде, такая палочка-выручалочка, но по ней тоже много разных прогнозов существует, в том числе и негативных. Говорят, что там нефтяной комплекс тоже находится в непростой ситуации, как и в России. Там высокий коэффициент обводненности скважин, гигантские месторождения находятся в стадии падающей добычи. Да, Саудовская Аравия показала по итогам прошлого года, что она может взять и нарастить добычу, чего Россия, к примеру, уже физически не может, но возникает вопрос пределов – так ли уж неисчерпаемы возможности Саудовской Аравии по нефтяному волшебству. Безусловно, Европа играет в рисковую игру.

Для России история с Ираном показательна с точки зрения выбора нашей дальнейшей стратегии. Идея выхода на азиатский рынок, казалось бы, красива - надо диверсифицировать поставки. Но китайский рынок для нас менее прибыльный, чем рынок европейский, а поскольку в России, в отличие от Саудовской Аравии, добыча не растет, то мы понимаем, что, если мы увеличиваем поставки в Китай при растущем внутреннем спросе, значит, мы должны где-то нефть эту брать. Значит, мы будем забирать ее с европейского рынка. И это при том, что благодаря тому же эмбарго на иранскую нефть на европейском рынке появится дополнительная ниша – примерно 20-25 млн тонн, и мы эти денежки, увы, не соберем. Возможно, их соберут саудиты. Ну, и слава Богу, если соберут. Гораздо хуже, если Саудовская Аравия не способна будет прикрыть собой Иран, тогда мировой рынок могут ждать уже очень серьезные пертурбации. И те покупатели, которые потирают руки, видя, как падает цена на нефть, могут очень сильно удивиться уже в ближайшее время, потому что цена на нефть снова пойдет вверх и вернется к отметке в 100-120 долларов за баррель.   

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики