Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Кто заменит Иран на рынке нефти?

Кто заменит Иран на рынке нефти?

Пожалуй, в сложившейся ситуации проблем больше у ЕС, нежели у Ирана 

Начало второго полугодия принесло россиянам новые штрафы и новые тарифы. Но и для европейцев эта дата значима, потому что именно к 1 июля необходимо было принять решение по закупкам иранской нефти.

Напомню, что Европейский Союз в свое время принял решение отказаться от новых контрактов с Ираном, но старые контракты действовали. То, как развивались события вокруг Сирии и Ирана, а переговоры по иранской программе в Москве завершились ничем, не оставило сомнений – с 1 июля эмбарго на закупки иранской нефти вступит в действие. ЕС

Любопытно, как будет дальше развиваться ситуация. С одной стороны, мы знаем примеры ухода с мирового рынка нефти достаточно крупных стран. Самым ярким примером, конечно, является Ирак, который из-за войны фактически ушел с большой арены на 7-8 лет. В прошлом году была история с Ливией. Конечно, Ливия – не Ирак, но и она является достаточно крупным производителем.

Если мы посмотрим статистику по 2011 году, то заметим, что Саудовская Аравия достаточно серьезно нарастила добычу нефти и как раз ровно на столько, на сколько Ливия добычу снизила. В 2011 году добыча нефти в Саудовской Аравии выросла на 12,7% (59,2 млн тонн) и достигла 526 млн тонн. Падение добычи в Ливии составило 71% или 55 млн тонн. Добывали они 77,5 млн тонн, а стали добывать 22,5 млн тонн. Ливия была полностью замещена Саудовской Аравией.

За год добыча в Саудовской Аравии выросла почти на 60 млн тонн. Для России это фантастическая цифра: у нас добыча выросла всего на 6 млн тонн.Но Иран – более серьезный производитель, и зависимость европейского рынка от Ирана более серьезная. 205 млн тонн – общая добыча в Иране, и 87 млн тонн – собственное потребление. Годовой экспорт – примерно 118 тонн. Понятно, что замещать надо будет не все, потому что Китай и Япония будут тоже брать у Ирана. Нужно найти примерно 20-25 млн тонн для европейского рынка.

Тут-то и возникает вопрос. Саудовская Аравия – это, вроде, такая палочка-выручалочка, но по ней тоже много разных прогнозов существует, в том числе и негативных. Говорят, что там нефтяной комплекс тоже находится в непростой ситуации, как и в России. Там высокий коэффициент обводненности скважин, гигантские месторождения находятся в стадии падающей добычи. Да, Саудовская Аравия показала по итогам прошлого года, что она может взять и нарастить добычу, чего Россия, к примеру, уже физически не может, но возникает вопрос пределов – так ли уж неисчерпаемы возможности Саудовской Аравии по нефтяному волшебству. Безусловно, Европа играет в рисковую игру.

Для России история с Ираном показательна с точки зрения выбора нашей дальнейшей стратегии. Идея выхода на азиатский рынок, казалось бы, красива - надо диверсифицировать поставки. Но китайский рынок для нас менее прибыльный, чем рынок европейский, а поскольку в России, в отличие от Саудовской Аравии, добыча не растет, то мы понимаем, что, если мы увеличиваем поставки в Китай при растущем внутреннем спросе, значит, мы должны где-то нефть эту брать. Значит, мы будем забирать ее с европейского рынка. И это при том, что благодаря тому же эмбарго на иранскую нефть на европейском рынке появится дополнительная ниша – примерно 20-25 млн тонн, и мы эти денежки, увы, не соберем. Возможно, их соберут саудиты. Ну, и слава Богу, если соберут. Гораздо хуже, если Саудовская Аравия не способна будет прикрыть собой Иран, тогда мировой рынок могут ждать уже очень серьезные пертурбации. И те покупатели, которые потирают руки, видя, как падает цена на нефть, могут очень сильно удивиться уже в ближайшее время, потому что цена на нефть снова пойдет вверх и вернется к отметке в 100-120 долларов за баррель.   

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики