Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Парламентский доклад снял с цунами обвинения за «Фукусиму»

Парламентский доклад снял с цунами обвинения за «Фукусиму»

Главной причиной радиационной утечки в Японии признан человеческий фактор

Парламентская комиссия Японии 5 июля опубликовала результаты расследования причин радиоактивной утечки на АЭС «Фукусима», случившейся в марте 2011 года. Авторы доклада, составленного по итогам расследования, утверждают: трагедия произошла по вине людей, а не в результате цунами, как считалось изначально.Выводы комиссии должны крайне обрадовать производителей атомной энергии — теперь общественному мнению будет проще смириться с мыслью, что к полному отказу от этого вида энергии Япония не готова.

«Авария на АЭС «Фукусима» компании TEPCO произошла в результате тайной договоренности между правительством, контролирующими органами и TEPCO, а также из-за ошибок руководства этих инстанций, — гласит текст доклада специальной комиссии по расследованию аварии. — Они грубо пренебрегли правом японского народа на безопасность от радиоактивных утечек. Таким образом, гласной причиной инцидента следует считать человеческий фактор». Авторы исследования также подчеркнули, что в трагедии не следует винить каких-то отдельных лиц, так как ее причины лежат в самой системе обеспечения радиационной безопасности Японии.

Кроме того, комиссия сделала еще один неожиданный вывод: аварию на АЭС мог спровоцировать не только удар цунами, но и предшествующее ему землетрясение. Ранее считалось, что землетрясение «Фукусима-1» пережила без проблем — к аварии привело только наводнение.

В предисловии к докладу глава японской парламентской комиссии Киеши Курокава утверждает, что авария была «типично японской». «Ее главные причины заключаются в основополагающих свойствах японской культуры: нашей покорности, нашем нежелании задать вопрос начальнику, нашей любви к следованию инструкциям, нашем коллективном мышлении и в нашей замкнутости», — утверждает он.
Опубликованный 5 июля доклад считается самым авторитетным, поскольку составлялся он на более высоком уровне, дольше и скрупулезнее, чем все предыдущие. Нынешнее исследование было проведено под патронатом парламента. С декабря прошлого года десять экспертов, виднейших специалистов в области атомной физики и технологий радиационной безопасности, анализировали произошедшее на «Фукусиме-1» и сравнивали действия персонала с внутренними инструкциями TEPCO, которые компанию обязали предоставить власти.
Авторы доклада не сомневаются в том, что атомная энергетика нужна Японии, но предлагают изменить принципы, по которой сегодня работает эта отрасль.

Несмотря на дополнительные расходы, которые придется взять на себя японским атомным компаниям, результаты доклада — хорошая новость для них. Весь последний год после аварии широкая общественность всерьез обсуждала, нужна ли вообще стране атомная энергетика.
Японские компании, работающие в сфере атомной энергетики, потеряли после инцидента на АЭС «Фукусима» около $20 млрд. Более того, после аварии все японские АЭС прекратили работу для проведения профилактических работ и проверки систем безопасности, несмотря на то, что до аварии мирный атом производил треть потребляемой в Японии электроэнергии. Множество общественных организаций страны высказалось за то, чтобы ни одна из электростанций не заработала вновь. Несколько раз в месяц активисты организуют акции протеста против возобновления работы АЭС.

«Подъем антиядерного движения в Японии сегодня сильно напоминает ситуацию в Германии, которая под давлением общественного мнения в конце концов отказалась от атомной энергии», — заявил в беседе с «МН» директор Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов.

По мнению эксперта, экономическая ситуация в Японии вряд ли позволит полностью отказаться от АЭС. «Если заменить всю электроэнергию, которая производится японскими АЭС, на газ, то стране понадобится около 60–70 млрд кубометров в год. То есть закупки придется увеличить более чем вдвое. Экономика Японии находится в стагнации. Кроме того, цены на газ на мировом рынке, в том числе из-за аварии на «Фукусиме-1», растут. Так что нежелание правительства Японии отказываться от атомной энергии вполне понятно», — заявил Симонов.

По мнению эксперта, нынешний доклад — это попытка властей Японии под давлением атомного сектора объяснить общественному мнению, что полный отказ от этого источника энергии не пойдет на пользу стране и отразится на ценах. «Хотя, по моим прогнозам, от 20 до 40% АЭС японским властям все-таки придется закрыть», — добавил Симонов.

Одновременно с выходом доклада японские власти разрешили вчера возобновить работу одной из 55 АЭС страны — «Охи», чей реактор прошел все государственные проверки и, судя по результатам ревизии, готов и к землетрясениям, и к цунами.

Авария на АЭС «Фукусима-1» стала крупнейшей радиационной аварией XXI века. По шкале ИНЕС (международная шкала ядерных событий), аварии присужден максимальный 7-й уровень, квалифицирующий ее как «крупную», точно так же оценивается взрыв Чернобыльской АЭС.
Цунами, достигшее берегов Японии 11 марта 2011 года, привело к отказу электроснабжения на электростанции. Это вывело из строя систему охлаждения реакторов, которые через некоторое время начали плавиться, распространяя радиоактивное излучение. Последствия цунами в свою очередь не позволили персоналу быстро устранить утечку.

В результате в воде, почве и молоке префектуры Фукусима были обнаружены частицы йода-131 и цезия-137. Около 160 тыс. японцев были эвакуированы из районов, подверженных радиации. В Токио был введен временный мораторий на употребление водопроводной воды. Сколько человек получило дозы радиации в результате аварии, и какой интенсивности были эти дозы, пока неизвестно. Соответствующие исследования до сих пор не закончены. 

Автор: Игорь Крючков

Источник: Московские новости, 05.07.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики