Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Украинское дежавю

Украинское дежавю

Наши отношения с Украиной оставляют ощущение хождения по кругу, причем неоднократного 

 Украинские эксперты все время предлагают сменить повестку дня. Конечно, здорово было бы сменить, потому что невозможно уже говорить про цены на газ, про трубы. Но представьте, у вас болят зубы и вы пришли к стоматологу, а он вам говорит: «Ну, сколько можно уже? Давай сменим повестку дня и вырежем тебе аппендицит!». Странно бы прозвучало, правда? Нельзя отмахнуться от реальных проблем и заняться чем-то другим.

Россия давно уже сделала ясное предложение: «Ребята, если Вам не нравятся цены на газ, мы можем снизить их существенно, более чем в два раза, перейти на внутрироссийские цены, как это произошло с Белоруссией, при одно условии: нужно допустить «Газпром» до управления газотранспортной системой, сделать «Газпром» ключевым акционером той компании, которая будет владеть ГТС Украины». «Газпром» должен быть контрольным акционером, ключевым собственником ГТС, вот и все. Но дальше начинаются страшилки об оккупации через трубу.

Когда Россию обвиняют в каких-то политических моментах в газовых отношениях, то зачастую наши партнеры в гораздо большей степени политизированы, и Украина тому ярчайший пример. Как только с украинцами начинаешь говорить про газ, так обязательно всплывает политика. И власти Украины ведут себя именно политически, отказываясь посмотреть на вопрос с точки зрения экономической выгоды. Напомню, есть контракт 2009 г. Казалось бы, если ты хочешь его поменять, давай экономически рассмотрим эту тему. Нам труба нужна не для того, чтобы присоединить Украину. Нет. Это вопрос гарантий безопасности поставок российского газа в Европу. Но Украина все время пытается смотреть на эти вопросы политически. И к визиту Владимира Путина в Киев 12 июля, когда должны пройти очередные переговоры, Украина подготовила несколько политических «козырей», как ей кажется.

Во-первых, законопроект о статусе российского языка. Там заложена идея о возможности наделения русского языка статусом территориального. Фактически на половине украинских территорий русский язык может получить официальный статус. Этот процесс вызвал бурю эмоций. И ясно, что Виктор Янукович будет предлагать президенту России этот закон как крупную уступку в обмен на дешевый газ. Но было бы крайне неверным покупать тему русского языка на Украине за газ. Это совершенно разные истории, и не стоит здесь в политику вдаваться.

Вторая история заключается в том, что Высший суд Украины, который рассматривает сейчас кассацию по делу Юлии Тимошенко, как раз 12 июля будет заседать, хотя должен был заседать 26-го. Ясно, что перенос заседания посвящен визиту Владимира Путина. Янукович пытается связать тему Тимошенко с газовым вопросом. Позиция России по этому вопросу еще проще: «Ребята, мы сочувствуем Тимошенко, не понимаем, почему она находится в тюрьме, но, естественно, платить за ее освобождение ценой на газ мы не собираемся».

В ситуации с Тимошенко есть и более философский вопрос: должно ли государство отвечать за действия своих чиновников? Юлия Тимошенко, будучи премьер-министром, официальным, а не самозванцем, дала санкцию на подписание двух договоров на транзит и на поставку газа на Украину. Нынешний премьер-министр Николай Азаров недавно заявил, что эти контракты фактически для Украины не существуют: «Мы будем потреблять столько газа, сколько необходимо для нашей жилищно-коммунальной отрасли, народного хозяйства и подготовки к зиме». А контракт, подписанный в 2009 г., как сказал премьер Азаров, останется на совести Тимошенко. Т.е. Киев отказывается от решений, принятых прошлыми руководителями. Я понимаю, если бы Тимошенко была самозванкой на момент подписания газовых договоров, но она была премьер-министром. Она была действующей на тот момент властью.

Если мы так будем подходить к государственным решениям, то тогда любой новый руководитель страны может отрицать вообще все, что сделал старый. Так мы можем очень далеко зайти. Почему бы, действительно, не объявить решения Никиты Сергеевича Хрущева о передаче Крыма Украине преступными? Давайте его осудим, пусть все останется на совести Никиты Сергеевича. Я намерено привожу провокативный пример, но как можно так относиться к решениям прежних руководителей своего государства?

Попытка продать политику является одной из основополагающих линий поведения для украинской элиты. Я надеюсь, что Путин покупать политику не будет. Правда, из этого следует естественный вопрос: а что же будет 12 июля? Ответ не менее естественен: ничего не будет. Похоже, мы опять ни о чем не договоримся, опять не будет прорыва. И это грустно, потому что ситуация все ухудшается и ухудшается. У Украины сегодня нет денег, чтобы закупать газ. «Газпром» уже сам дал кредит в 2 млрд («Газпром банк» подписал кредитный лист на эту сумму). Вот на эти деньги и будет закупаться газ, который будет закачиваться в подземные хранилища. Украина играет, надеясь угадать, когда российский газ будет чуть подешевле, чтобы начать его закупать. В третьем квартале, по оценкам экспертов, цена на газ может снизиться с 432 до 426 долларов за тысячу кубов. И на разнице в 6 долларов можно найти экономию. Но посмотрите сейчас-то какая цена на нефть, в четвертом квартале она опять может вырасти. И все эти игры с экономией копеечки Украине ничего не принесут. Пока еще Партия регионов не утратила стратегический контроль над Радой и может принимать сложные решения, как, например, решения о статусе русского языка или даже о ГТС. А что будет осенью? Может, осенью уже этого не получится. Т.е. тут вопрос в оперативности. Если уж мы запустили процесс принятия решения по трубе, не дожидаясь парламентских выборов, то пора предпринимать какие-то действия.

Пока я не жду какого-то прорыва от визита Владимира Путина на Украину, прежде всего потому что украинская сторона не проявляет гибкости. Нам нужна труба, и, конечно, от этого принципа мы отступаться не будем.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики