Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Украинское дежавю

Украинское дежавю

Наши отношения с Украиной оставляют ощущение хождения по кругу, причем неоднократного 

 Украинские эксперты все время предлагают сменить повестку дня. Конечно, здорово было бы сменить, потому что невозможно уже говорить про цены на газ, про трубы. Но представьте, у вас болят зубы и вы пришли к стоматологу, а он вам говорит: «Ну, сколько можно уже? Давай сменим повестку дня и вырежем тебе аппендицит!». Странно бы прозвучало, правда? Нельзя отмахнуться от реальных проблем и заняться чем-то другим.

Россия давно уже сделала ясное предложение: «Ребята, если Вам не нравятся цены на газ, мы можем снизить их существенно, более чем в два раза, перейти на внутрироссийские цены, как это произошло с Белоруссией, при одно условии: нужно допустить «Газпром» до управления газотранспортной системой, сделать «Газпром» ключевым акционером той компании, которая будет владеть ГТС Украины». «Газпром» должен быть контрольным акционером, ключевым собственником ГТС, вот и все. Но дальше начинаются страшилки об оккупации через трубу.

Когда Россию обвиняют в каких-то политических моментах в газовых отношениях, то зачастую наши партнеры в гораздо большей степени политизированы, и Украина тому ярчайший пример. Как только с украинцами начинаешь говорить про газ, так обязательно всплывает политика. И власти Украины ведут себя именно политически, отказываясь посмотреть на вопрос с точки зрения экономической выгоды. Напомню, есть контракт 2009 г. Казалось бы, если ты хочешь его поменять, давай экономически рассмотрим эту тему. Нам труба нужна не для того, чтобы присоединить Украину. Нет. Это вопрос гарантий безопасности поставок российского газа в Европу. Но Украина все время пытается смотреть на эти вопросы политически. И к визиту Владимира Путина в Киев 12 июля, когда должны пройти очередные переговоры, Украина подготовила несколько политических «козырей», как ей кажется.

Во-первых, законопроект о статусе российского языка. Там заложена идея о возможности наделения русского языка статусом территориального. Фактически на половине украинских территорий русский язык может получить официальный статус. Этот процесс вызвал бурю эмоций. И ясно, что Виктор Янукович будет предлагать президенту России этот закон как крупную уступку в обмен на дешевый газ. Но было бы крайне неверным покупать тему русского языка на Украине за газ. Это совершенно разные истории, и не стоит здесь в политику вдаваться.

Вторая история заключается в том, что Высший суд Украины, который рассматривает сейчас кассацию по делу Юлии Тимошенко, как раз 12 июля будет заседать, хотя должен был заседать 26-го. Ясно, что перенос заседания посвящен визиту Владимира Путина. Янукович пытается связать тему Тимошенко с газовым вопросом. Позиция России по этому вопросу еще проще: «Ребята, мы сочувствуем Тимошенко, не понимаем, почему она находится в тюрьме, но, естественно, платить за ее освобождение ценой на газ мы не собираемся».

В ситуации с Тимошенко есть и более философский вопрос: должно ли государство отвечать за действия своих чиновников? Юлия Тимошенко, будучи премьер-министром, официальным, а не самозванцем, дала санкцию на подписание двух договоров на транзит и на поставку газа на Украину. Нынешний премьер-министр Николай Азаров недавно заявил, что эти контракты фактически для Украины не существуют: «Мы будем потреблять столько газа, сколько необходимо для нашей жилищно-коммунальной отрасли, народного хозяйства и подготовки к зиме». А контракт, подписанный в 2009 г., как сказал премьер Азаров, останется на совести Тимошенко. Т.е. Киев отказывается от решений, принятых прошлыми руководителями. Я понимаю, если бы Тимошенко была самозванкой на момент подписания газовых договоров, но она была премьер-министром. Она была действующей на тот момент властью.

Если мы так будем подходить к государственным решениям, то тогда любой новый руководитель страны может отрицать вообще все, что сделал старый. Так мы можем очень далеко зайти. Почему бы, действительно, не объявить решения Никиты Сергеевича Хрущева о передаче Крыма Украине преступными? Давайте его осудим, пусть все останется на совести Никиты Сергеевича. Я намерено привожу провокативный пример, но как можно так относиться к решениям прежних руководителей своего государства?

Попытка продать политику является одной из основополагающих линий поведения для украинской элиты. Я надеюсь, что Путин покупать политику не будет. Правда, из этого следует естественный вопрос: а что же будет 12 июля? Ответ не менее естественен: ничего не будет. Похоже, мы опять ни о чем не договоримся, опять не будет прорыва. И это грустно, потому что ситуация все ухудшается и ухудшается. У Украины сегодня нет денег, чтобы закупать газ. «Газпром» уже сам дал кредит в 2 млрд («Газпром банк» подписал кредитный лист на эту сумму). Вот на эти деньги и будет закупаться газ, который будет закачиваться в подземные хранилища. Украина играет, надеясь угадать, когда российский газ будет чуть подешевле, чтобы начать его закупать. В третьем квартале, по оценкам экспертов, цена на газ может снизиться с 432 до 426 долларов за тысячу кубов. И на разнице в 6 долларов можно найти экономию. Но посмотрите сейчас-то какая цена на нефть, в четвертом квартале она опять может вырасти. И все эти игры с экономией копеечки Украине ничего не принесут. Пока еще Партия регионов не утратила стратегический контроль над Радой и может принимать сложные решения, как, например, решения о статусе русского языка или даже о ГТС. А что будет осенью? Может, осенью уже этого не получится. Т.е. тут вопрос в оперативности. Если уж мы запустили процесс принятия решения по трубе, не дожидаясь парламентских выборов, то пора предпринимать какие-то действия.

Пока я не жду какого-то прорыва от визита Владимира Путина на Украину, прежде всего потому что украинская сторона не проявляет гибкости. Нам нужна труба, и, конечно, от этого принципа мы отступаться не будем.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.
Налоговая политика в отношении нефтегаза в период бюджетного дефицита
Отношения Минфина и отрасли в эпоху «нефти по 100» складывались на основе «ножниц Кудрина» - доходы свыше отметки в 60 долларов за баррель просто срезались в пользу федерального бюджета. Но это позволяло нефтяным компаниям сравнительно спокойно относиться к падению цен на нефть и даже получать выгоду, как бы парадоксально это не звучало. Ведь обвал нефтяных цен традиционно сопровождается падением курса рубля, что выгодно экспортерам. Однако радоваться ТЭКу не пришлось. Столкнушвись с бюджетным дефицитом, Минфин все равно обратил свои взоры на отрасль, придумав для нее новые налоговые изъятия. Министерство получило мощный аргумент в свою пользу: добыча нефти в 2016 показывает рекордный рост, и это позволяет ведомству заявлять, что финансовая ситуация не так и плоха, как о ней рассуждают нефтегазовые компании. В результате бюджетная трехлетка (2017-2019 гг.) может стать для отрасли проблемной, хотя нефтегаз, наоборот, рассчитывал на запуск новой налоговой системы на основе налогообложения прибыли.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики