Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Ловкость в ловле дивидендов

Ловкость в ловле дивидендов

Пока от третьего энергопакета европейцы страдают больше «Газпрома» 

Третий энергетический пакет, принятый Европейским Союзом, в России воспринимают как атаку на ее позиции на европейском рынке. Дескать, не хотят разрешить «Газпрому» покупать газотранспортные сети и активы на территории ЕС. На самом деле, от этих решений в большей степени страдают не те, кто хочет купить, а те, кто уже владеет активами. «Газпром», как известно, активов в газотранспортной системе ЕС имеет не так много – совместно с немецкой компанией E.ON владеет газотранспортными системами прибалтийских государств. Но крупные европейские энергетические гиганты страдают в большей степени.

Наибольшие опасения у европейских бизнесменов в период обсуждения третьего пакета вызывала идея о разделении компаний на несколько частей и изъятие транспортной компоненты. Но именно это сейчас и происходит.

С одной стороны, в основе третьего пакета лежит хорошая идея – идея конкуренции, идея святая, конечно, для капиталистической экономики. Но когда доходит дело до деталей, возникает масса нюансов, и нюанс первый заключается в том, что неясно, кто же будет являться приобретателем этих активов, если производителям газа запрещено выступать собственниками транспортной системы. Подход прост и доступен пониманию: транспортировка газа – отдельный от производства бизнес, т.е., грубо говоря, любой может прийти и попросить владельца трубы доставить газ до определенной точки и заплатить по тарифу. Собственник трубы якобы не будет заинтересован в дискриминации одного и в создании искусственных преимуществ для другого. Но ведь это же бизнес, причем бизнес дорогой: нужно трубы содержать, нужно их ремонтировать, все это стоит серьезных денег. Например, сейчас французская нефтяная компания Total заявила о продаже сети по транспортировке и хранению природного газа Total Infrastructure Gaz France (TIGF). Предварительная оценка – 3,5 млрд долларов. Количество труб, которое находится под управлением TIGF, примерно пять тысяч километров на юго-западе Франции, что составляет около 15% всей газораспределительной сети государства. Возникает вопрос: а откуда возьмется покупатель, который готов заплатить 3,5 млрд долларов, причем совершенно неясно, в какой перспективе он сумеет эти деньги отбить и насколько можно будет увеличивать эти тарифы без вмешательства Европейского Союза? В списке потенциальных участников торгов, например, фигурируют инвестиционные фонды не только Китая, что, в общем-то, понятно (Китай покупает все, хотя с точки зрения энергетический безопасности ЕС это, наверное, это очень любопытно, если китайцы будут владеть газораспределительной системой во Франции), но гораздо более интересно, что там появляются и арабские фонды, в том числе из ОАЭ. Не исключено, что появятся и катарские фонды. Вот это уже интересно, потому что идея изначально заключалась в том, чтобы отделить добычу от транспортировки. А если там появляются производители газа, то получается, что схема третьего пакета не работает. Правда, сама идея элегантна, ведь приходит туда, скажем, не Катаргаз, приходят инвестиционные фонды, которые формально к государственным компаниям, занимающимся производством газа, не имеют никакого отношения.

Думаю, что для России это яркий пример того, как нужно изменить тактику. Вот сейчас «Газпром» пытается участвовать в конкурсе на покупку греческой компании DEPA и DESFA, т.е. пытается купить газотранспортную систему Греции. Зачем это делать, если потом придут европейские регуляторы и начнут у вас это отнимать? И тут как раз возникает простая идея: вот у нас сейчас есть стабилизационные фонды. Как известно, правительство в лице первого вице-премьера Игоря Шувалова заявило, что деньги из этих фондов могут быть пущены на приватизацию российских государственных компаний. С экономической точки зрения это очень странная идея. Т.е. государство будет организовывать приватизацию, а покупать активы будут государственные фонды. Смешно. Получается, что собственник не изменится – как было государство, так и останется, при этом оно будет перекладывать деньги из одного кармана в другой и создавать видимость приватизации. Это не приватизация, и мы это понимаем. А вот пустить эти деньги, скажем, на покупку газотранспортных сетей в Европе, это вполне разумная вещь. Стратегически это выгодная инвестиция, а правила третьего пакета она обходит. Почему, собственно, вместо того, чтобы покупать государственную собственность в России, нельзя пустить деньги этих фондов на покупку той же компании TIGF? Думаю, что как раз в этом направлении Россия и могла бы сейчас действовать. Тут главное – проявлять гибкость, и возможно, это принесет хорошие дивиденды.   

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Мировой рынок СПГ: Россия и ее основные конкуренты
Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики