Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Ловкость в ловле дивидендов

Ловкость в ловле дивидендов

Пока от третьего энергопакета европейцы страдают больше «Газпрома» 

Третий энергетический пакет, принятый Европейским Союзом, в России воспринимают как атаку на ее позиции на европейском рынке. Дескать, не хотят разрешить «Газпрому» покупать газотранспортные сети и активы на территории ЕС. На самом деле, от этих решений в большей степени страдают не те, кто хочет купить, а те, кто уже владеет активами. «Газпром», как известно, активов в газотранспортной системе ЕС имеет не так много – совместно с немецкой компанией E.ON владеет газотранспортными системами прибалтийских государств. Но крупные европейские энергетические гиганты страдают в большей степени.

Наибольшие опасения у европейских бизнесменов в период обсуждения третьего пакета вызывала идея о разделении компаний на несколько частей и изъятие транспортной компоненты. Но именно это сейчас и происходит.

С одной стороны, в основе третьего пакета лежит хорошая идея – идея конкуренции, идея святая, конечно, для капиталистической экономики. Но когда доходит дело до деталей, возникает масса нюансов, и нюанс первый заключается в том, что неясно, кто же будет являться приобретателем этих активов, если производителям газа запрещено выступать собственниками транспортной системы. Подход прост и доступен пониманию: транспортировка газа – отдельный от производства бизнес, т.е., грубо говоря, любой может прийти и попросить владельца трубы доставить газ до определенной точки и заплатить по тарифу. Собственник трубы якобы не будет заинтересован в дискриминации одного и в создании искусственных преимуществ для другого. Но ведь это же бизнес, причем бизнес дорогой: нужно трубы содержать, нужно их ремонтировать, все это стоит серьезных денег. Например, сейчас французская нефтяная компания Total заявила о продаже сети по транспортировке и хранению природного газа Total Infrastructure Gaz France (TIGF). Предварительная оценка – 3,5 млрд долларов. Количество труб, которое находится под управлением TIGF, примерно пять тысяч километров на юго-западе Франции, что составляет около 15% всей газораспределительной сети государства. Возникает вопрос: а откуда возьмется покупатель, который готов заплатить 3,5 млрд долларов, причем совершенно неясно, в какой перспективе он сумеет эти деньги отбить и насколько можно будет увеличивать эти тарифы без вмешательства Европейского Союза? В списке потенциальных участников торгов, например, фигурируют инвестиционные фонды не только Китая, что, в общем-то, понятно (Китай покупает все, хотя с точки зрения энергетический безопасности ЕС это, наверное, это очень любопытно, если китайцы будут владеть газораспределительной системой во Франции), но гораздо более интересно, что там появляются и арабские фонды, в том числе из ОАЭ. Не исключено, что появятся и катарские фонды. Вот это уже интересно, потому что идея изначально заключалась в том, чтобы отделить добычу от транспортировки. А если там появляются производители газа, то получается, что схема третьего пакета не работает. Правда, сама идея элегантна, ведь приходит туда, скажем, не Катаргаз, приходят инвестиционные фонды, которые формально к государственным компаниям, занимающимся производством газа, не имеют никакого отношения.

Думаю, что для России это яркий пример того, как нужно изменить тактику. Вот сейчас «Газпром» пытается участвовать в конкурсе на покупку греческой компании DEPA и DESFA, т.е. пытается купить газотранспортную систему Греции. Зачем это делать, если потом придут европейские регуляторы и начнут у вас это отнимать? И тут как раз возникает простая идея: вот у нас сейчас есть стабилизационные фонды. Как известно, правительство в лице первого вице-премьера Игоря Шувалова заявило, что деньги из этих фондов могут быть пущены на приватизацию российских государственных компаний. С экономической точки зрения это очень странная идея. Т.е. государство будет организовывать приватизацию, а покупать активы будут государственные фонды. Смешно. Получается, что собственник не изменится – как было государство, так и останется, при этом оно будет перекладывать деньги из одного кармана в другой и создавать видимость приватизации. Это не приватизация, и мы это понимаем. А вот пустить эти деньги, скажем, на покупку газотранспортных сетей в Европе, это вполне разумная вещь. Стратегически это выгодная инвестиция, а правила третьего пакета она обходит. Почему, собственно, вместо того, чтобы покупать государственную собственность в России, нельзя пустить деньги этих фондов на покупку той же компании TIGF? Думаю, что как раз в этом направлении Россия и могла бы сейчас действовать. Тут главное – проявлять гибкость, и возможно, это принесет хорошие дивиденды.   

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики