Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Минэкономразвития считает, что в случае кризиса отрасль не нуждается в дополнительной поддержке

Минэкономразвития считает, что в случае кризиса отрасль не нуждается в дополнительной поддержке

Минэкономразвития считает, что дополнительные налоговые льготы в случае кризиса нефтяникам не понадобятся. Ведомство уверено: основной удар придется на газовую отрасль. Нефтяные компании не согласны, утверждая, что при низкой стоимости нефти добыча на шельфе будет неэффективна.

В начале августа Минэкономразвития обнародовало так называемый кризисный прогноз социально-экономического развития России на 2013—2015 годы, согласно которому цена на нефть может упасть до 80 и 60 долл. за баррель в 2013 году. Минэнерго в ответ направило в правительство свои предложения, в которых предлагает включить в этот сценарий меры по корректировке налоговой нагрузки нефтедобывающей отрасли и адресной поддержке конкретных инвестиционных проектов ТЭК на случай снижения цены нефти до 60 долл. за баррель. Источник в Минэнерго подтвердил РБК daily, что соответствующее письмо было направлено 8 августа. «Разработка мер носит предупредительный и предварительный характер», — сообщили РБК daily в пресс-службе Минэнерго. Любые стимулы и механизмы реагирования безусловно будут рассматриваться только в рамках других принципиальных решений правитель­ства, включая разрабатываемую в данный момент единую методику предоставления инвестиционных стимулов для новых проектов, добавили в министерстве.

Минэкономразвития считает, что в прогноз изначально заложен слабый рубль и это должно компенсировать экспорт нефте­продуктов, который отражается в долларах, говорит источник Прайм в ведомстве. «Так как у них (у нефтяных компаний. — РБК daily) в рублях издержки, то по их прибыльности это очень сильно не ударит», — пояснил собеседник. Он добавил, что налоговая нагрузка на отрасль и так привязана к цене на нефть и она снижается по итогам ежемесячного мониторинга вместе с падающей ценой нефти.
 
В ЛУКОЙЛе говорят, что при цене на нефть 40—60 долл. о шельфовых проектах можно забыть даже при нулевом налогообложении. На остальных месторождениях при таких ценах корректировки, о которых говорит Минэнерго, понадобятся. По мнению компании, предоставлять адресные льготы по каждому проекту или месторождению неправильно, так как каждый раз их оформлять правительственным постановлением неэффективно. В «Газпром нефти» на запрос не ответили. В «Башнефти» отказались от комментариев.
 
Впрочем, в Минэкономразвития считают, что в случае кризиса реальная угроза существует не для нефтянки, а для газовой отрасли. «У нас есть рынок Европы, и в этом сценарии Европа падает, соответственно, объем экспорта газа снижается. Может, на добычу влияния кризис и не окажет, но кто этот газ купит?» — отметил собеседник Прайм. Он не исключил, что, если ситуация в отрасли резко ухудшится, правительство может рассмотреть возможность дополнительных мер поддержки. Пока же в соответствии с одобренными в мае параметрами роста НДПИ во второй половине 2013 года ставка налога для монополии может составить 679 руб. за 1 тыс. куб. м, а к концу 2015 года — 1062 руб. за 1 тыс. куб. м, что вдвое выше, чем сейчас (509 руб. за 1 тыс. куб. м). В «Газпроме» не комментируют предложения ведомств.
 
Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник считает, что на сложных проектах при худшем сценарии в любом случае будет применяться дифференцированное налогообложение. Впрочем, эксперт сомневается, что возможный кризис больно ударит по компаниям, так как они с момента прошлого уже накопили достаточно прочные «подушки».
 
Автор: Кристина Юст
 
Источник: РБК Daily, 17.08.2012

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики