Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ТЭК не вынесет двоих

ТЭК не вынесет двоих

Противостояние Аркадия Дворковича и Игоря Сечина может привести к стагнации стратегически важной отрасли.

В России сформировалась уникальная конфигурация управления топливно-энергетическим комплексом, когда наряду с официальным куратором отрасли (вице-премьер правительства Аркадий Дворкович) действует и неофициальный (глава «Роснефти» и ответственный секретарь комиссии по вопросам стратегического развития ТЭК и экологической безопасности при президенте РФ Игорь Сечин). Игорь Сечин — одна из ключевых фигур команды Владимира Путина. Бывший разведчик, силовик, он, по мнению многих, несет главную ответственность за дело ЮКОСа и посадку Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Со стороны немногословный и мрачноватый Игорь Иванович может показаться недалеким служакой, но это впечатление обманчиво. Сечин — филолог-романист, знаток и преподаватель португальского и французского языков. Впрочем, нельзя отрицать, что многолетняя служба в КГБ наложила на него свой отпечаток, сформировав вполне определенный образ мысли и манеру поведения. На этом фоне Аркадий Дворкович выглядит эдаким мальчиком-мажором: окончил экономфак МГУ, учился в университете Дюк в США, своим идейным учителем считает Егора Гайдара, работал в Минэкономразвития с Германом Грефом. Неудивительно, что Дворкович и Сечин придерживаются диаметрально противоположных взглядов на политические и экономические процессы: первый — стопроцентный либерал, второй принадлежит к группе, которую в России называют «силовиками». Вот этих столь разных людей судьба и столкнула в борьбе за российский ТЭК.

«Тандем» Дворкович—Сечин оформился после того, как 15 июня этого года президент «Роснефти» был назначен Владимиром Путиным ответственным секретарем вновь образованной комиссии по вопросам стратегического развития ТЭК и экологической безопасности. В результате создания комиссии во властных структурах сформировались две (отчасти дублирующие друг друга) организации: президентская и правительственная, возглавляемая Аркадием Дворковичем. Последний поспешил сразу же заявить о том, что не видит никаких причин для возникновения конфликтов и трений, выразив надежду на то, что сотрудничество будет вестись «конструктивно».

Однако конфликт между «голубем» и «ястребом» был неизбежен, и недавно Дворкович и Сечин вступили в открытое противостояние по вопросу поглощения государственным «Роснефтегазом» ряда энергоактивов. В конце августа Аркадий Дворкович написал президенту Владимиру Путину письмо от имени правительства, в котором жестко раскритиковал идею Игоря Сечина по передаче государственному «Роснефтегазу» крупнейших энергоактивов — Федеральной сетевой компании (ФСК) и холдинга МРСК (межрегиональных распределительных сетевых компаний). Схема Сечина предполагает слияние электросетевых холдингов ФСК и МРСК и их передачу в единую Национальную сетевую компанию, госпакет которой должен получить «Роснефтегаз» (Сечин возглавляет совет директоров «Роснефтегаза»). Помимо ФСК и МРСК «Роснефтегазу» предлагается передать крупные пакеты «Русгидро» и «ИнтерРАО». Президент Владимир Путин не поддержал эту идею открыто, но поручил правительству изучить ее.

По изучении вопроса правительство пришло к выводу, что передача перечисленных активов «Роснефтегазу» крайне невыгодна (потребует 400 млрд рублей), противоречит законодательству и сводит на нет всю реформу электроэнергетики в стране. Об этом Аркадий Дворкович и сообщил Владимиру Путину в письме, предложив альтернативный вариант. Его схема предполагает перевод ФСК и МРСК на единую акцию либо передачу госпакета МРСК в уставный капитал ФСК, допэмиссию компании «Русгидро» в пользу государства и последующую продажу ей напрямую акций «Иркутскэнерго». Обе операции предлагается провести за счет «Роснефтегаза», который должен перечислить требуемые средства в качестве дивидендов своему единственному акционеру — государству.

Ответа пока не последовало, однако уже известно, что спустя несколько дней после получения документа президент поручил ускорить докапитализацию «Русгидро» с участием «Роснефтегаза», а кроме того, появились разговоры о том, что «Роснефтегаз» может выкупить у предпринимателя Виктора Вексельберга контрольный пакет акций в КЭС-холдинге — одной из крупнейших энергокомпаний страны.

Эксперты не спешат присуждать Игорю Сечину «чистую победу», но считают, что его позиции пока выглядят предпочтительнее. «Сечин всеми силами старается вывести из-под фактического управления правительства все крупнейшие активы в сфере энергетики и нефтегазового комплекса, переведя фактический контроль за финансовыми потоками крупнейших нефтегазовых монополий и энергетических компаний из рук правительства в руки администрации президента», — считает старший аналитик ИК «Риком-Траст» Владислав Жуковский. По его словам, эта операция позволит президенту «Роснефти» существенно укрепить свои позиции во властной вертикали.

Что касается Аркадия Дворковича, который традиционно считается представителем либерального клана в российском руководстве, то его роль, по мнению экспертов, незавидна. Как заявил «Профилю» экономист Михаил Хазин, «спор действительно идет о финансовых потоках, то есть о власти. При этом Сечин тут самостоятельный игрок, а Дворкович — нет». Предположений о том, кто конкретно стоит за Дворковичем, экономист не выдвинул. Ряд других экспертов высказывают мнение, что это, естественно, бывший президент, а ныне глава правительства Дмитрий Медведев и люди из его окружения.

Однако даже если это так, борьба Дворковича и Сечина на руку лишь нынешнему президенту, убеждены экономисты и политологи. Постоянные противоречия, которые выходят наружу, необходимы для того, чтобы создать видимость плюрализма мнений. «Само это противостояние возникло совершенно не случайно. Оно было сознательно создано президентом Владимиром Путиным, — полагает директор Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов. — Цель состоит в том, чтобы полномочия не были сосредоточены в одних руках и чтобы основные группы интересов боролись за внимание президента и его благосклонность».

С точки зрения аппаратной логики, по словам Симонова, «это блестящая вещь, но для отрасли — трагичная». Пока длится противостояние Сечина и Дворковича, стратегические проблемы решаться не будут. «Я не вижу, чтобы тот или иной клан имел понимание того, что делать. Сейчас идет борьба за конкретные активы, но борьбы концепций нет. Речь идет только о том, что один лагерь предлагает сложить активы в одну шкатулку, а другой — в другую. То есть это не борьба стратегий и взглядов, а борьба шкатулок, куда надо отнести активы», — говорит глава ФНЭБ.

Впрочем, не все эксперты склонны считать, что борьба Дворковича и Сечина парализует отрасль. Как заявил «Профилю» директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, «обе комиссии принимают решения стратегического, долгосрочного характера. Они не занимаются локальными, операционными вопросами. Это уже сфера Минэнерго. Так что для отрасли более важно, чтобы министерство в полной мере реализовывало свою функцию». По его словам, насущным вопросом сейчас является формирование команды, которая займется в министерстве электроэнергетикой, — этот процесс еще не завершен. Что же касается предложений Игоря Сечина и Аркадия Дворковича в отношении отрасли, то, как говорит Пикин, очевидно, что «в конечном итоге решение принимает не один, не другой, а третий — президент».

По мнению аналитиков, идеальным и почти утопическим вариантом для России и энергетической отрасли было бы сотрудничество и конструктивный диалог комиссий. Содиректор аналитического отдела «Инвесткафе» Григорий Бирг убежден, что «государству необходимо ослабить бразды правления путем дальнейшей приватизации компаний и либерализации ряда рынков». В этом плане бэкграунд Аркадия Дворковича был бы крайне полезен. Однако будет ли он востребован — вопрос открытый, и конечные решения, вероятнее всего, будут носить некий компромиссный характер. «Думаю, мы будем еще долго наблюдать этакий аппаратный сериал», — предсказывает Константин Симонов. Некоторые эксперты ожидают, что борьба между вице-премьером и главой «Роснефти» будет идти с переменным успехом. Другие убеждены, что реальные рычаги в итоге сосредоточатся у команды Путина, правительству же оставят «чисто ритуальные функции по исполнению президентских распоряжений». Но большинство сходится в том, что за этими разборками практически невозможно будет эффективно решить ни одну насущную проблему топливно-энергетического комплекса (ТЭК).

ДОСЬЕ

Игорь Сечин
Родился в Ленинграде в 1960 году. Окончил Ленинградский государственный университет по специальности «филолог-романист, преподаватель португальского и французского языков». После службы в армии работал во внешнеторговом объединении «Техноэкспорт». Был переводчиком в Мозамбике и Анголе, после чего трудился в иностранном отделе ЛГУ. По некоторым данным, именно тогда произошло его знакомство с Владимиром Путиным. С тех пор Сечин следовал за Путиным и работал с ним в разных госструктурах. В мае 2008 года был назначен вице-премьером по ТЭК. В мае 2012 года возглавил «Роснефть», а затем стал ответсеком президентской комиссии по вопросам стратегического развития ТЭК и экологической безопасности.

Аркадий Дворкович
Родился в 1972 году в Москве. Окончил экономфак МГУ по специальности «экономическая кибернетика», а также Российскую экономическую школу с дипломом магистра экономики. В 1997-м получил американский диплом магистра экономики, окончив университет Дюк штата Северная Каролина. С 1994 года работал в Экономической экспертной группе Минфина РФ. В Минэкономразвития поступил в 2000 году на должность советника министра, которым был тогда Герман Греф. С 2004-го по 2008 год занимал пост начальника Экспертного управления президента России. С 2008-го по май 2012-го — помощник президента. 21 мая 2012 года был назначен зампредом правительства РФ, курирующим ТЭК. Является членом попечительского совета фонда «Сколково».  

Автор: Евлалия Самедова

Источник: Профиль, 03.09.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики