Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Арктику продолжают бурить, несмотря на протесты «Гринписа»

Арктику продолжают бурить, несмотря на протесты «Гринписа»

Очередной этап освоения Арктики. Сегодня стартует бурение на хребте Менделеева. Геологоразведочные работы позволят расширить границы континентального шельфа России. Однако эксперты отмечают, что добывать нефть в Арктике трудно, дорого и небезопасно. Что даст стране приоритетное право на разработку этих ресурсов, объем которых, по данным Минприроды, может достигать 5 млрд тонн условного топлива?

Дискуссия вокруг работ в Арктике была бы не столь заметна, если бы не экологи. «Гринпис» регулярно устраивает акции, требуя остановить бурение арктического шельфа. Условия там экстремальны, а технологий, чтобы ликвидировать последствия разливов нефти в условиях Арктики, не существует. При этом экономической выгоды для России нет совсем, считает координатор арктической программы «Гринпис Россия» Роман Долгов:

«Даже на пике арктическая нефть, добываемая на российской части шельфа, будет составлять менее 3% от того, что добывает Россия ежегодно, то есть это капля в море. В том же бюджете это будет десятая, а может и сотая доля процента. При том, что денег бюджет от разработки не получит, добывать нефть в Арктике очень дорогое и опасное занятие. И экономическая рентабельность возникает лишь, если компания получит масштабные налоговые льготы».

Таяние льдов в Арктике задачу геологоразведчикам облегчает. Но проекты все равно заходят в тупик. Например, разработка Штокманского месторождения в 600 км от побережья России. Партнеры — французская Total и норвежская Statoil — согласились, что условия работы слишком сложные.

Большинство компаний пугают издержки — соблюдение экологических стандартов, траты из-за отсутствия инфраструктуры. А вот гарантии прибыли нет. О рентабельности разработки шельфа рассуждает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник:

«Шельф — это стратегическая ориентировка и, с учетом того, что сухопутные традиционные промыслы истощаются, газовым концернам придется идти на морские участки и их осваивать. Вопрос в настоящее время о рентабельности этих месторождений сопряжен, в первую очередь, со стоимостью барреля нефти, то есть мировыми котировками. Условно принято считать, что когда нефть дороже 100 долларов за бочку, то освоение шельфовых проектов, в том числе сложных арктических становится выгодно».

Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев согласен, что экономический смысл в разработке Арктики есть:

«Все подобные проекты рассчитываются исходя из очень жесткой экономической модели. Например, насколько я знаю, эти проекты считались, чуть ли не на 40 долларов за баррель, притом, что мы с вами сейчас видим 110. Нельзя говорить, что эти проекты нецелесообразны, экономически они как раз целесообразны».

Однако эксперты предупреждают, что запасы нефти могут оказаться гораздо меньше прогнозируемых. Россия с 2001 года претендует на участок шельфа, включающий хребты Ломоносова и Менделеева, однако ее заявка была отклонена в связи с недостатком информации. Ученым еще надо доказать, что эти хребты — продолжение континентального шельфа России.

Автор: Светлана Чередникова

Источник: Business FM, 07.09.2012 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики