Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Саммит АТЭС: лицом к Азии с оглядкой на Европу

Саммит АТЭС: лицом к Азии с оглядкой на Европу

На саммите АТЭС во Владивостоке российское руководство недвусмысленно обозначило «восточный вектор» внешнеэкономической политики. Что это — новый тренд в отечественной экономике или элемент политической игры, цель которой укрепить позиции России в переговорах с традиционными партнерами?

Разберемся с помощью экспертов.

Уже на открытии саммита первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил о «новом треке» и ускоренной интеграции с Азиатско-Тихоокеанским регионом (АТР). Так, в ближайшие 5–10 лет объем торговли с АТР может превысить объем торговли с Европой. Глава Газпрома Алексей Миллер также предположил, что экспорт российского газа в страны региона может превысить объем европейских поставок. В свою очередь, китайцы могут инвестировать в российский аграрный сектор, а с Японией уже подписан договор о создании предприятия по производству сжиженного природного газа.

Выгоды восточного партнерства очевидны. Это быстроразвивающийся регион с колоссальным населением. Именно в Азии, по словам директора Фонда энергетической безопасности Константина Симонова, формируется быстрорастущий спрос на энергоресурсы, которые Россия могла бы поставлять. И это не единственная точка соприкосновения интересов.

«Очевидно, что территория России позволяет получать огромные преимущества от кооперации с государствами Азии или Азиатско-Тихоокеанского региона. Мы могли бы предложить логистические схемы, связанные с перевозом товаров из Азии в Европу и из Европы в Азию. Мы могли бы предложить совместные промышленные проекты на российской территории, не обязательно связанные с поставками сырья», — сказал Симонов.

Инвестиции восточных партнеров могли бы стать важным стимулом для развития малоосвоенных территорий Сибири и Дальнего Востока. Правда, многие эксперты предупреждают: ожидать стремительного прорыва в отношениях со странами АТР не стоит. Во-первых, у России здесь много конкурентов. Кроме того, с тремя наиболее перспективными партнерами — Китаем, Японией и Южной Кореей — есть нерешенные проблемы, поясняет ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Сергей Афонцев:

«В Китае это невозможность договориться по вопросам ценообразования и условиям контрактов на нефть и газ, по Японии это политическая проблема Курильских островов, по Корее — нежелание российского правительства идти на дальнейшую либерализацию торговли. Это ключевые вещи».

Корейцы хотели бы сделать условия двусторонней торговли с Россией более свободными, чем это предполагают нормы ВТО. В российском руководстве к столь радикальному шагу не готовы.

Есть и сугубо внутренние проблемы: слабое развитие Дальневосточного региона, отсутствие в нем современной инфраструктуры, малая пригодность территорий для жизни. Все это затрудняет здесь реализацию инвестпроектов. К тому же эксперты опасаются, что условия со стороны, скажем, китайских инвесторов могут оказаться трудновыполнимыми. Говорит политолог, эксперт Института национальной стратегии Павел Святенков:

«Инвестиции возможны, но они могут сопровождаться политическими условиями, которые могут быть неприемлемы для России. Наши соседи будут исходить из своих интересов, и если Китай будет инвестировать в сельское хозяйство, то вполне возможно, что он захочет завозить и китайских же сельхозрабочих. А с учетом незначительного населения нашего Дальнего Востока, это может означать ползучую китайскую колонизацию региона».

Некоторые эксперты считают, что «восточный демарш» российского руководства — часть тонкой политической игры, цель которой — сделать более сговорчивыми традиционных партнеров. Ключевой внешнеэкономический контрагент России — Евросоюз, но в последние годы в двусторонних отношениях накопилось немало проблем. Уже несколько лет не удается подписать новое Базовое соглашение между Россией и ЕС. Больше года еврочиновники разными способами давят на Газпром, вынуждая российского поставщика снизить цены. В канун саммита АТЭС Еврокомиссия начала антимонопольное расследование против газового концерна.

В такой ситуации понятно желание российского руководства показать Старому Свету, что у нашей страны есть перспективные экономические партнеры и за пределами ЕС.

Автор: Влад Гринкевич

Источник: Голос России, 11.09.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики