Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Саммит АТЭС: лицом к Азии с оглядкой на Европу

Саммит АТЭС: лицом к Азии с оглядкой на Европу

На саммите АТЭС во Владивостоке российское руководство недвусмысленно обозначило «восточный вектор» внешнеэкономической политики. Что это — новый тренд в отечественной экономике или элемент политической игры, цель которой укрепить позиции России в переговорах с традиционными партнерами?

Разберемся с помощью экспертов.

Уже на открытии саммита первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил о «новом треке» и ускоренной интеграции с Азиатско-Тихоокеанским регионом (АТР). Так, в ближайшие 5–10 лет объем торговли с АТР может превысить объем торговли с Европой. Глава Газпрома Алексей Миллер также предположил, что экспорт российского газа в страны региона может превысить объем европейских поставок. В свою очередь, китайцы могут инвестировать в российский аграрный сектор, а с Японией уже подписан договор о создании предприятия по производству сжиженного природного газа.

Выгоды восточного партнерства очевидны. Это быстроразвивающийся регион с колоссальным населением. Именно в Азии, по словам директора Фонда энергетической безопасности Константина Симонова, формируется быстрорастущий спрос на энергоресурсы, которые Россия могла бы поставлять. И это не единственная точка соприкосновения интересов.

«Очевидно, что территория России позволяет получать огромные преимущества от кооперации с государствами Азии или Азиатско-Тихоокеанского региона. Мы могли бы предложить логистические схемы, связанные с перевозом товаров из Азии в Европу и из Европы в Азию. Мы могли бы предложить совместные промышленные проекты на российской территории, не обязательно связанные с поставками сырья», — сказал Симонов.

Инвестиции восточных партнеров могли бы стать важным стимулом для развития малоосвоенных территорий Сибири и Дальнего Востока. Правда, многие эксперты предупреждают: ожидать стремительного прорыва в отношениях со странами АТР не стоит. Во-первых, у России здесь много конкурентов. Кроме того, с тремя наиболее перспективными партнерами — Китаем, Японией и Южной Кореей — есть нерешенные проблемы, поясняет ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Сергей Афонцев:

«В Китае это невозможность договориться по вопросам ценообразования и условиям контрактов на нефть и газ, по Японии это политическая проблема Курильских островов, по Корее — нежелание российского правительства идти на дальнейшую либерализацию торговли. Это ключевые вещи».

Корейцы хотели бы сделать условия двусторонней торговли с Россией более свободными, чем это предполагают нормы ВТО. В российском руководстве к столь радикальному шагу не готовы.

Есть и сугубо внутренние проблемы: слабое развитие Дальневосточного региона, отсутствие в нем современной инфраструктуры, малая пригодность территорий для жизни. Все это затрудняет здесь реализацию инвестпроектов. К тому же эксперты опасаются, что условия со стороны, скажем, китайских инвесторов могут оказаться трудновыполнимыми. Говорит политолог, эксперт Института национальной стратегии Павел Святенков:

«Инвестиции возможны, но они могут сопровождаться политическими условиями, которые могут быть неприемлемы для России. Наши соседи будут исходить из своих интересов, и если Китай будет инвестировать в сельское хозяйство, то вполне возможно, что он захочет завозить и китайских же сельхозрабочих. А с учетом незначительного населения нашего Дальнего Востока, это может означать ползучую китайскую колонизацию региона».

Некоторые эксперты считают, что «восточный демарш» российского руководства — часть тонкой политической игры, цель которой — сделать более сговорчивыми традиционных партнеров. Ключевой внешнеэкономический контрагент России — Евросоюз, но в последние годы в двусторонних отношениях накопилось немало проблем. Уже несколько лет не удается подписать новое Базовое соглашение между Россией и ЕС. Больше года еврочиновники разными способами давят на Газпром, вынуждая российского поставщика снизить цены. В канун саммита АТЭС Еврокомиссия начала антимонопольное расследование против газового концерна.

В такой ситуации понятно желание российского руководства показать Старому Свету, что у нашей страны есть перспективные экономические партнеры и за пределами ЕС.

Автор: Влад Гринкевич

Источник: Голос России, 11.09.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики