Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газовое обострение» между Россией и ЕС

«Газовое обострение» между Россией и ЕС

Ценовой конфликт между Газпромом и ЕС перешел из деловой плоскости в политическую. В ответ на антимонопольное расследование, начатое против российского концерна, президент РФ Владимир Путин подписал указ, запрещающий стратегическим предприятиям разглашать коммерческую информацию и менять условия контрактов без разрешения правительства

Согласно обнародованному документу, стратегические предприятия — Газпром, «Роснефть», «Аэрофлот» и другие — могут предоставлять информацию о своей деятельности представителям иностранных государств и международных организаций только с согласия специального органа исполнительной власти — он должен определиться в течение месяца.

Указ призван защитить интересы Газпрома, против которого начато антимонопольное расследование. Но эксперты подчеркивают, что выход конфликта на государственный уровень усложняет и затягивает его решение. Впрочем, первый шаг в сторону политического обострения, по словам заместителя гендиректора Института энергетической стратегии Алексея Громова, был сделан Еврокомиссией:

«Экспертное сообщество не ожидало, что Еврокомиссия пойдет на ухудшение отношений с Газпромом, потому что любое монопольное расследование-де-факто означает ухудшение отношений с Россией и с российской газовой монополией. Думаю, это связано с очередной попыткой Европы оказать давление на Газпром с целью изменения ценообразования на российский газ».

Брюссель обвиняет российский концерн в том, что тот затруднял свободные поставки газа в страны ЕС, препятствовал вхождению на рынок конкурентов и устанавливал несправедливые цены, привязав их к ценам на нефть. Наблюдатели отмечают, сейчас цены Газпрома действительно выше биржевых. Но три года назад, когда нефть стоила дешево, такой принцип ценообразования европейцев устраивал и о монопольном положении компании никто не говорил. Зато, когда спекулянты подняли баррель до ста долларов и выше, ценовая политика российского экспортера стала раздражать европейских потребителей. И те начали давить на Газпром, в том числе и с помощью антимонопольных органов. Год назад в офисах «дочек» компании в Германии, Австрии, Польше и Чехии прошли обыски. Обвинение все то же — монополизм. Вскоре после этого несколько потребителей потребовали пересмотра условий контрактов.

Ценовой конфликт вполне можно было бы уладить в рамках коммерческих переговоров. Тем более, как отметил директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, Газпром готов был к компромиссам:

«Вопреки обвинениям, что Газпром не гибкий, не хочет менять контракты, на самом деле многие европейские компании за последние три года получили скидки дважды. Только в этом году Газпром планирует вернуть четыре миллиарда долларов так называемых ретроактивных платежей. Уже полученные деньги возвращаются, поскольку пересматриваются ценовые условия прошлых лет».

После начала антимонопольного расследования ответный политический демарш стал практически неизбежным. И он не заставил себя ждать. Сначала — на саммите АТЭС во Владивостоке — российская сторона обозначила новое направление экономической политики. Приоритетными партнерами Москвы, в том числе и в нефтегазовой сфере, должны стать страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Затем последовал указ президента, запрещающий разглашать информацию и менять условия контрактов российских предприятий с зарубежными партнёрами.

Выход конфликта на государственный уровень может оказаться одинаково невыгодным всем сторонам. Потребители российского газа больше не смогут напрямую договариваться о скидках — это особо подчеркнул и глава Газпрома Алексей Миллер. В тоже время прямая протекция государства над стратегическими предприятиями, по мнению экспертов, усилит позиции тех, кто считает Газпром политическим орудием Кремля. Подобные обвинения уже звучат в российской и зарубежной прессе. Наконец запрет на раскрытие информации, по мнению аналитика ИФД «Капиталъ» Виталия Крюкова, может быть истолкован не в пользу российских компаний:

«Могут возникнуть подозрения: раз вышел указ, который ограничивает допуск к информации для Еврокомиссии, значит, есть что скрывать. Возможны разные спекуляции относительно этого. И вряд ли стоит ждать, что будут урегулированы отношения в ближайшее время. Скорее всего, это дело на годы вперед».

Отдельный вопрос, была ли у российских властей другая возможность защитить интересы своего экспортера. При грамотном юридическом подходе и честном суде, уверен Константин Симонов, Газпрому не составило бы труда опровергнуть обвинения Еврокомиссии. Документы, связанные с условиями поставок газа, были изъяты еврочиновниками год назад при обысках в дочерних фирмах, но никаких внятных обвинений с тех пор не прозвучало.

Как бы то ни было, после политических демаршей ситуация усложнилась настолько, что эксперты не берутся прогнозировать развитие событий. Вспоминаются газовые войны между Россией и Украиной, когда отношения между двумя странами зашли в тупик. Но экономическая взаимозависимость России и Евросоюза слишком велика. В случае эскалации конфликта обе стороны окажутся в проигрыше. Россия лишится значительных доходов, а в Европе начнется газовый голод.

Автор: Влад Гринкевич

Источник: Голос России, 15.09.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики