Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Евросоюз в кольце энергофронтов

Евросоюз в кольце энергофронтов

Министры энергетики стран-членов Европейского союза провели на Кипре встречу за закрытыми дверями. На ее тональность повлиял не только финансовый кризис, но и тяжелая ситуация, сложившаяся вокруг проекта газопровода «Набукко»

Официальные комментарии не отличались развернутостью. Лишь комиссар ЕС по энергетике Гюнтер Эттингер, по сообщению агентства Reuter, подчеркнул намерение своего ведомства решать все существующие вопросы на основе компромиссов. Это касалось, в частности, осложнившихся в последнее время отношений между Россией и ЕС в энергетической сфере.

Я верю, что эти противоречивые вопросы могут быть сняты, я верю в возможность нахождения компромиссов. Более того, европейский энергетический рынок, наша промышленность, наши потребители не должны пострадать от этого», — заявил Гюнтер Эттингер.

Тем не менее есть все основания квалифицировать нынешнюю встречу на Кипре как кризисную. Это связано с общим фоном, на котором она прошла.

Не секрет, что вопросы энергобезопасности традиционно выступают для Евросоюза одними из ключевых. Однако пространство для маневров у Брюсселя объективно сужено из-за финансового кризиса, который неизбежно сказывается и на способности Еврокомиссии реализовывать собственные энергопроекты.

Тяжелая ситуация сложилась вокруг главного детища ЕС в сфере энергетики — проекта газопровода «Набукко». Первоначальный сценарий предполагал, что уже к 2010 году по этой трубе будет поступать минимум 8 млрд кубометров газа в год. А к 2020 году поступление газа должно было быть увеличено до 31 млрд. Половина этого объема предназначалась транзитным странам, остальное предполагалось поставлять на газораспределительную станцию в австрийском Баумгартене, а оттуда на рынки в Австрии, Германии и Италии.

Однако первый удар по проекту нанесли азербайджанские реалии. Баку предусмотрительно не стал связывать свою энергетическую политику с одним лишь Евросоюзом. Президент Государственной нефтяной компании Азербайджана (SOCAR) Ровнаг Абдуллаев заявил еще в 2008 году, что его ведомство «не намерено становиться совладельцем» газовой трубы «Набукко». Вслед за этим Азербайджан подписал комплекс газовых соглашений с Россией.

Что характерно: верхний предел объемов поставок энергоресурсов из Азербайджана в Россию не регламентируется. Таким образом, речь идет о возможности для Баку продавать России весь объем газа с азербайджанских месторождений. А это способно сделать нашу страну ключевым элементом транзитной схемы поставок азербайджанского газа в Европу, отметил в интервью «Голосу России» генеральный директор российского Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

«В настоящее время Азербайджан разрабатывает достаточно крупные газовые месторождения. Однако главные его надежды связаны с вводом в действие второго блока месторождения «Шах-Дениз». В перспективе Азербайджан будет способен еще больше увеличить объемы газового экспорта. Россия же, со своей стороны, готова предлагать Баку транзитные возможности для доставки азербайджанского газа в Европу.

В данном случае Москва явится не «перепродавцом» азербайджанских энергоресурсов, а их транзитером. Это соответствует европейским требованиям о поставках топлива в Евросоюз из разных источников».

Фактический отказ Азербайджана стать ключевым участником проекта «Набукко» стал важнейшим поражением Запада на поле реализации энергетических проектов, направленных на изоляцию России. Ведь еще бывший советник президента США по национальной безопасности Збигнев Бжезинский указывал, что «независимость государств Средней Азии можно рассматривать как практически бессмысленное понятие, если Азербайджан будет полностью подчинен московскому контролю».

Баку окончательно не отклоняет проект «Набукко», однако намерен внимательно проанализировать его реальные перспективы. «Мы хотим наглядно видеть особенности, плюсы и минусы, так как контракты на поставки газа рассчитаны на 40–50 лет и не хотелось бы ошибиться с выбором», — заявил 17 сентября Ровнаг Абдуллаев.

Поиск новых партнеров принес Евросоюзу новые разочарования — в частности, в рамках обсуждавшихся вариантов с поставками для «Набукко» газа с иранских и египетских месторождений. Как заметил авторитетный британский журнал Petroleum Economist, «надежды ЕС на то, что Египет и Иран смогут восполнить нехватку газа, выдают либо наивность Брюсселя, либо игнорирование внутренней ситуации в обеих странах».

В частности, по данным издания, в Египте внутреннее потребление газа бурно растет на фоне замедления роста добычи. Что же касается Ирана, то его участие в проекте Евросоюза сегодня выглядит как геополитический анекдот.

С чем же в итоге подошел Евросоюз к нынешней «энергетической осени»? С лишенной реальных источников наполнения и отсутствующей пока трубой «Набукко», а также с финансовым кризисом. Однако геополитическую роль энергетики для Запада никто не отменял. Ведь еще классик американской дипломатии Джордж Кеннан указывал, что посредством контроля над энергопоставками США получают возможность контролировать внешнюю и промышленную политику той или иной страны и даже налагать на нее вето. Именно так в послевоенные годы произошло, в частности, с Японией.

Эксперты близкого к американской разведке Национального разведывательного совета США в своем прогностическом докладе, рассчитанном на период до 2025 года, отметили: «С учетом высокого уровня цен многие экспортеры, такие как Россия и Иран, могут получить финансовые ресурсы для увеличения своей мощи».

Именно поэтому обнародованный еще в апреле 2007 года Госдепартаментом США документ под названием «Стратегический план — 2007–2012 финансовые годы» в качестве приоритетной задачи предусматривает противодействие «негативному поведению» России. Одним из главных проявлений подобного поведения было объявлено растущее влияние России на мировом энергетическом рынке.

Активная российская политика на энергетическом поле заставляет нервничать действующий в тесной связке с США Евросоюз. Хотя Москва является ключевым поставщиком энергоресурсов для доброй половины стран-членов ЕС, в Брюсселе продолжают делать ставку на максимальное вытеснение российского ОАО «Газпром» с европейских рынков.

В ход идут как пропагандистские заявления, так и конкретные институциональные процедуры наподобие расследования деятельности российского газового гиганта на предмет нарушения им антимонопольного законодательства.

Автор: Петр Искендеров

Источник: Голос России, 18.09.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики