Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Буриданов осел России

Буриданов осел России

Возможно, России предстоит выбирать не между Европой и Азией, а между, минимум, двумя Азиями  

Отгремели фанфары саммита АТЭС. Пришла пора серьезно оценить, что это у нас было за мероприятие – является ли это очередной попыткой напугать Европейский Союз или же это осмысленное решение переориентации на Восток. Насколько это долгосрочная политика – вот серьезный вопрос.

Мы неоднократно эту тему поднимали, оценивая ситуацию с точки зрения энергоносителей. Но, наверное, хорошо с точки зрения запугивания европейцев выбрать АТЭС как организацию, потому что уж слишком она большая. Ведь в АТЭС входит огромное количество стран, выходящих на Тихий океан. Хорошо говорить про налаживание кооперации, ведь там не только Китай, Япония, Корея. Там Соединенные Штаты Америки. Т.е. по большому счету, там гигантское количество партнеров, поэтому сказать, что мы будем налаживать отношения со странами АТЭС, это значит, что мы будем налаживать отношения с половиной Земного шара.

Но если мы говорим про государства Азии, то там, как принято в России говорить, есть Азия, а есть Азия. Т.е. государства этого региона не равнозначны и не одинаковы с точки зрения политических предпочтений. Есть государства Азии, которые совершенно очевидно ориентированы на США, например, на Западный блок. Т.е. на Востоке тоже есть политический «Запад», политическая «Европа», можно сказать. А есть политическая Азия. Неоднородность Азии необходимо учитывать.  Например, есть Китай, с одной стороны, а есть Япония, Корея, с другой. И это разные истории. И то, что эти истории разные показывает нынешняя политическая ситуация. Все мы знаем, что происходит в Южно-Китайском море, история эта не первая. Конфликт между Китаем и Японией давний. Не ясно, чем закончится это сейчас, но этот регион представляет собой пороховую бочку, которая в любой момент может взорваться, это очевидно.

Эта история японо-китайского конфликта показывает, что, когда мы говорим про поход в Азию, нам надо четко разобраться, в какую Азию мы идем. В современном мире, в котором все активнее идут процессы радикализации и конфликтов в котором становится все больше, дружить со всеми не получится. Внешняя политика «солнечного тепла для всех» не имеет особой перспективы. Да, мы говорим, условно, что нас не любят в Европе, давайте пойдем в Азию. Давайте пойдем в Азию, но в какую? Мы в Китай пойдем или в другие государства? Этот вопрос политически значим. И надо понимать, с какими государствами мы будем выстраивать отношения. Очевидно, что противоречия между Западом и Китаем обостряются, в том числе и с «Западом», который на Востоке присутствует, в первую очередь с Японией. Что касается Соединенных Штатов, то теперь уже все понимают, что основная геополитическая драма проходит по линии США. Оба кандидата в президенты открыто называют Китай своим противником. Конечно, Митт Ромни назвал Россию противником номер один, но если посмотреть, что на самом деле происходит, то мы видим, что и Ромни, и Барак Обама соревнуются в обвинениях в потакании китайским интересам. Не случайно Ромни строит свою кампанию на том, что Обама помогал в свое время китайцам зайти на американский рынок. Обострение отношений будет довольно серьезным, и для России это определенный шанс. Сколько ни строй прогнозов, все они строятся на продлении линий существующих экономических тенденций. Вот уверены ли мы, что американский газ попадет на китайский газовый рынок? У меня в этом огромные сомнения, потому что это ни политически, ни экономически Америке не нужно. Сейчас США начинают заниматься вытеснением Китая со своего внутреннего рынка, вытеснением китайских товаров, и делается это прежде всего на основе реиндустриализации страны благодаря дешевому газу. И если начать экспорт газа в Китай, то цена газа на внутреннем рынке резко начнет расти, поэтому Соединенным Штатам экспорт газа в Китай политически совершенно не нужен. Не говоря уже о том, что США начинают строительство очень крупной военно-морской базы в Австралии. И в этом плане, если политический конфликт США и Китая дойдет до уровня отношений Японии и Китая сегодня, то, естественно, все поставки СПГ из Австралии будут перекрыты элементарно. Сегодня США обладают преимуществом во флоте в Тихом океане, и это преимущество они будут реализовывать. Так что здесь, понятно, Китаю гораздо выгоднее получить Россию в качестве энергетического партнера. Вопрос в том, выгодно ли это нам? И на этот вопрос все равно предстоит давать ответ.

Уже наши эксперты начинают эту мысль проводить. Очень показательно, что во время саммита АТЭС, например, вышла в свет статья Владислава Иноземцева, где он прямо задается вопросом «почему мы нацелены на Китай?». Давайте возьмем трех партнеров – Японию, Корею и Тайвань, всем им предложим политические уступки, потому что у нас со всеми имеются политические споры или такие моменты, где мы можем быть полезны друг другу: Япония - это острова; Тайвань – это признание Тайваня, т.е. ставка на Тайвань, а не на Китай; Северная и Южная Кореи - понятно, это вопрос их интеграции. Т.е. сама эта идея не нова, но она начинает пробрасываться. В этом плане, если раньше нам казалось, что великая дилемма – это славянофилы и западники или европейский вектор и азиатский вектор, то теперь уже с азиатским вектором тоже не все просто: недостаточно сделать выбор в пользу Азии. Надо понять, в пользу какой Азии мы делаем выбор.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики