Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Буриданов осел России

Буриданов осел России

Возможно, России предстоит выбирать не между Европой и Азией, а между, минимум, двумя Азиями  

Отгремели фанфары саммита АТЭС. Пришла пора серьезно оценить, что это у нас было за мероприятие – является ли это очередной попыткой напугать Европейский Союз или же это осмысленное решение переориентации на Восток. Насколько это долгосрочная политика – вот серьезный вопрос.

Мы неоднократно эту тему поднимали, оценивая ситуацию с точки зрения энергоносителей. Но, наверное, хорошо с точки зрения запугивания европейцев выбрать АТЭС как организацию, потому что уж слишком она большая. Ведь в АТЭС входит огромное количество стран, выходящих на Тихий океан. Хорошо говорить про налаживание кооперации, ведь там не только Китай, Япония, Корея. Там Соединенные Штаты Америки. Т.е. по большому счету, там гигантское количество партнеров, поэтому сказать, что мы будем налаживать отношения со странами АТЭС, это значит, что мы будем налаживать отношения с половиной Земного шара.

Но если мы говорим про государства Азии, то там, как принято в России говорить, есть Азия, а есть Азия. Т.е. государства этого региона не равнозначны и не одинаковы с точки зрения политических предпочтений. Есть государства Азии, которые совершенно очевидно ориентированы на США, например, на Западный блок. Т.е. на Востоке тоже есть политический «Запад», политическая «Европа», можно сказать. А есть политическая Азия. Неоднородность Азии необходимо учитывать.  Например, есть Китай, с одной стороны, а есть Япония, Корея, с другой. И это разные истории. И то, что эти истории разные показывает нынешняя политическая ситуация. Все мы знаем, что происходит в Южно-Китайском море, история эта не первая. Конфликт между Китаем и Японией давний. Не ясно, чем закончится это сейчас, но этот регион представляет собой пороховую бочку, которая в любой момент может взорваться, это очевидно.

Эта история японо-китайского конфликта показывает, что, когда мы говорим про поход в Азию, нам надо четко разобраться, в какую Азию мы идем. В современном мире, в котором все активнее идут процессы радикализации и конфликтов в котором становится все больше, дружить со всеми не получится. Внешняя политика «солнечного тепла для всех» не имеет особой перспективы. Да, мы говорим, условно, что нас не любят в Европе, давайте пойдем в Азию. Давайте пойдем в Азию, но в какую? Мы в Китай пойдем или в другие государства? Этот вопрос политически значим. И надо понимать, с какими государствами мы будем выстраивать отношения. Очевидно, что противоречия между Западом и Китаем обостряются, в том числе и с «Западом», который на Востоке присутствует, в первую очередь с Японией. Что касается Соединенных Штатов, то теперь уже все понимают, что основная геополитическая драма проходит по линии США. Оба кандидата в президенты открыто называют Китай своим противником. Конечно, Митт Ромни назвал Россию противником номер один, но если посмотреть, что на самом деле происходит, то мы видим, что и Ромни, и Барак Обама соревнуются в обвинениях в потакании китайским интересам. Не случайно Ромни строит свою кампанию на том, что Обама помогал в свое время китайцам зайти на американский рынок. Обострение отношений будет довольно серьезным, и для России это определенный шанс. Сколько ни строй прогнозов, все они строятся на продлении линий существующих экономических тенденций. Вот уверены ли мы, что американский газ попадет на китайский газовый рынок? У меня в этом огромные сомнения, потому что это ни политически, ни экономически Америке не нужно. Сейчас США начинают заниматься вытеснением Китая со своего внутреннего рынка, вытеснением китайских товаров, и делается это прежде всего на основе реиндустриализации страны благодаря дешевому газу. И если начать экспорт газа в Китай, то цена газа на внутреннем рынке резко начнет расти, поэтому Соединенным Штатам экспорт газа в Китай политически совершенно не нужен. Не говоря уже о том, что США начинают строительство очень крупной военно-морской базы в Австралии. И в этом плане, если политический конфликт США и Китая дойдет до уровня отношений Японии и Китая сегодня, то, естественно, все поставки СПГ из Австралии будут перекрыты элементарно. Сегодня США обладают преимуществом во флоте в Тихом океане, и это преимущество они будут реализовывать. Так что здесь, понятно, Китаю гораздо выгоднее получить Россию в качестве энергетического партнера. Вопрос в том, выгодно ли это нам? И на этот вопрос все равно предстоит давать ответ.

Уже наши эксперты начинают эту мысль проводить. Очень показательно, что во время саммита АТЭС, например, вышла в свет статья Владислава Иноземцева, где он прямо задается вопросом «почему мы нацелены на Китай?». Давайте возьмем трех партнеров – Японию, Корею и Тайвань, всем им предложим политические уступки, потому что у нас со всеми имеются политические споры или такие моменты, где мы можем быть полезны друг другу: Япония - это острова; Тайвань – это признание Тайваня, т.е. ставка на Тайвань, а не на Китай; Северная и Южная Кореи - понятно, это вопрос их интеграции. Т.е. сама эта идея не нова, но она начинает пробрасываться. В этом плане, если раньше нам казалось, что великая дилемма – это славянофилы и западники или европейский вектор и азиатский вектор, то теперь уже с азиатским вектором тоже не все просто: недостаточно сделать выбор в пользу Азии. Надо понять, в пользу какой Азии мы делаем выбор.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики