Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий за сентябрь 2012 г.

Топ-лист событий за сентябрь 2012 г.

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за сентябрь 2012 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Споры вокруг дивидендов «Роснефтегаза»

    Очевидно, что главной тенденцией развития нефтегазового комплекса является борьба двух «башен» - правительственной и внеправительственной, двух комиссий – правительственной и президентской. Одной из важнейших тем этой битвы является тема дивидендов «Роснефтегаза»: Игорь Сечин хотел на эти дивиденды забрать активы в энергетике и поместить и в «Роснефтегаз», а правительство хочет сделать все возможное, чтобы не допустить этого. Беда заключается в том, что фактически спор ведется не о стратегии развития электроэнергетики, а о том, в чьей шкатулочке окажется тот или иной актив. А вот будущее отрасли, похоже, вообще мало кого волнует, что и является самым печальным итогом сентября.

  2. Еврокомиссия объявила о начале антимонопольного расследования в отношении «Газпрома»

    Такое ощущение, что это как гром среди ясного неба, хотя те, кто хорошо знаком с процедурой, не удивятся этой истории. Комиссия уже в прошлом году начала расследование и по протоколу через год она должна была либо подать в суд, либо от этого решения отказаться, поэтому что-то должно было непременно произойти в сентябре 2012 г. Европейская комиссия показала себя последовательным преследователем «Газпрома», последовательным борцом с долгосрочными контрактами, последовательной сторонницей диверсификации, спотовой торговли, единого европейского рынка и всего того, что входит в понятие европейской газовой политики и, конечно же, Третьего пакета. Но под этим иском Европейская комиссия скрывает свои собственные проблемы и ошибки. Все обвинения в адрес «Газпрома» ЕС может примерить на себя. Например, идея о привязке к нефтяным ценам, в чем обвиняют российскую компанию, была придумана европейскими странами и называется это «гронингенская система» по названию голландского месторождения. Звучит обвинение в использовании раздельных рынков. Но кто мешает эти рынки объединять? «Газпром» был готов инвестировать в решение этого вопроса, но Третий пакет не дает такой возможности. Так в чем обвинять «Газпром»? В этом плане, конечно же, Европейской комиссии нужно внимательно анализировать свои собственные действия. Впрочем, для «Газпрома» ничего хорошего этот иск не несет, тем более что все обвинения политически мотивированы.

  3. Владимир Путин на саммите АТЭС заявил о взятом Россией тренде к переориентации энергетических интересов из Европы в Азию

    Пока у России только один ответ на действия Брюсселя: «Не хотите наши энергоносители? Все отдадим азиатам». Естественно, саммит во Владивостоке, тем более что состоялся он уже после того, как Европейская комиссия объявила о начале расследования, стал прекрасным поводом об этом заявить. Но вопросы остаются, потому что европейский рынок слишком мощный для нас. Туда завязаны все поставки газа, основные поставки нефти. Просто взять и развернуться, забрав эти энергоносители с европейского рынка и перенеся в Азию, не получится. Нужна нормальная бизнес-модель, нужна привязка к конкретным месторождениям, нужно, наконец, развивать месторождения на востоке. У нас, к сожалению, этого не делается. В добыче на востоке страны у нас огромные сложности. Если мы хотим переориентироваться на Азию, надо, наверное, развивать прежде всего месторождения в восточной части страны.

  4. Решение правительства о смягчении фискальной нагрузки на нефтяную отрасль

    В этом плане решения, в особенности по Восточной Сибири, выглядят логичными: если мы хотим торговать с Азией, нужно развивать восточные проекты, нужно соответственно менять налоговый режим. И эти решения правительства можно только приветствовать – это значимый шаг в направлении сокращения фискальной нагрузки, особенно по восточным проектам. Однако правительство никак не хочет согласиться с необходимостью не просто смягчить, но принципиального изменить подход к налогообложению. Вопрос не только в том, что ставки большие. Вопрос в том, что у нас философия налогообложения (налоги взимаются с доходов компании, а не с прибыли) абсолютно неверна. И если мы будем идти путем постоянных исключений, то все время как бы будем зашивать дырки в одеяле, тогда как его давно пора заменить полностью.

  5. Решение Минфина о смягчении темпов индексации НДПИ для газовой отрасли до 2015 г.

    Распространено мнение, что на нефтянку у нас нагрузка выше, чем на газ. Из этого рассуждения модно сделать разные выводы. Чаще всего вывод делают такой, что надо и на газовиков нагрузку повысить. На самом деле, на нефтяников у нас уже слишком высокая нагрузка, они не выдерживают такой налоговой нагрузки, вот в чем проблема, ее надо снижать. Что касается газовой отрасли, там масса нюансов. Например, никто не учитывает тот факт, что транспортировка газа в разы дороже, чем транспортировка нефти. Доходность от продажи газа на внутреннем рынке существенно ниже, чем доходность от продажи нефтепродуктов на внутреннем рынке. Т.е. к газовой отрасли мы зачастую подходим эмоционально, реагируя на то, что «Газпром» купил очередного футболиста для «Зенита», простыми выводами о необходимости увеличения налогов. Эта тема требует серьезного анализа.

  6. Приостановка на некоторое время покупки «Газпромом» газа у независимых производителей

    Один из современных мифов: Путин очень любит «Газпром», а всех остальных он не любит. На самом деле, к «Газпрому» гораздо больше претензий, чем к некоторым независимым производителям газа, например, к НОВАТЭКу. НОВАТЭК имеет гораздо более комфортный режим работы на российском рынке. «Газпрому» отказали в возможности повышения стоимости газа на внутреннем рынке, его начинает «кусать» Европа, да еще и Минфин предлагал резко увеличить налоги и прежде всего на «Газпром». Компании важно было обратить внимание на происходящее. Последовал короткий демарш, который вызвал большие эмоции в прессе. Внимание президента и исполнительной власти вообще было привлечено к тому, что происходит в газовой отрасли. Уникальный случай, когда за два дня Минфин полностью поменял свою позицию по НДПИ на газ и согласился с тем, что не надо так резко повышать. Видимо, не обошлось без вмешательства Владимира Путина.

  7. Обозначение претендентами на 50% в ТНК-ВР своих позиций и аргументов

    Весь месяц прошел в предъявлении двумя потенциальными покупателями – «Роснефтью» и AAR - своих козырей. «Роснефть» объяснила, что часть выплаты ВР возьмет акциями «Роснефти», т.е. ВР останется в российском бизнесе. AAR объявил, что ведет переговоры с американцами. Но большая война налицо. Очевидно, что это противостояние займет первое место в нашем рейтинге октября, ведь 17 октября должно быть принято решение по доле ВР.

  8. Gunvor проиграл тендеры на продажу нефти марки Urals

    Сенсация, что Gunvor потерпел поражение, рождена из извращенного понимания политических реалий в России. Журналисты сказали, что Тимченко король всего, и теперь, если Тимченко где-то проиграл, делаются выводы, что все, Тимченко больше нет в стране. Политическая палитра очень многогранна, игроков много, пряников на всех не хватает, поэтому даже такие монстры, как Тимченко, бывает, и проигрывают. Но это не означает, что он проиграл войну: условно говоря, он проиграл в понедельник, но выиграет во вторник.

  9. Расширение кооперации между Москвой и Каракасом в нефтяной сфере

    Шумный визит главы «Роснефти» Игоря Сечина в Венесуэлу, начало добычи первой нефти. Но вопросы остаются: а нужно ли России в условиях, когда надо стимулировать добычу на собственной территории, снижать налоги, выносить деньги, инвестиции из России и переносить их в такие страны как Венесуэла? Мы платим огромные деньги даже не за доли, а за само право добычи. И кстати, реакция самих компаний очень показательна: «Сургутнефтегаз» вышел из проекта по Хунину-6, и ТНК-ВР заявил о такой возможности. Понятно, что когда Игорь Сечин был чиновником, все его слушались, но когда он стал главой «Роснефти», некоторые поспешили дать обратный ход, демонстрируя, что инвестиции в Венесуэлу не были такими уж добровольными.

  10. Украина призывает РФ и ЕС вернуться к идее создания трехстороннего газотранспортного консорциума

    Есть грубоватая поговорка «Поздно пить боржоми, когда почки отвалились», и она применима к этой ситуации. Когда Украина поняла, что в декабре начнется строительство двух ниток «Южного потока», тут ее осенило: Киев опять возвращается к идее трехстороннего консорциума, вбрасывает слухи, что готовится новое соглашение по черноморскому флоту с привязкой на газ, дает статус второго государственного русскому языку и намекает на желательность какого-нибудь газового бонуса за это. Но где власти Украины были раньше? Можно ли вернуться к сотрудничеству? Да, «Южный поток», безусловно, не самый лучший проект, но если мы сидим на пороховой бочке под названием Украина, какой у нас выход в этой ситуации? А когда начнется строительство «Южного потока», о чем нам тогда договариваться? Зачем тогда нужно создавать консорциум, ведь мы понимаем: построят «Южный поток», и в этих транспортных мощностях нужды не будет. В энергетике есть такое понятие как политический риск, и этот риск зачастую перевешивает экономическую выгоду.


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.
Налоговая политика в отношении нефтегаза в период бюджетного дефицита
Отношения Минфина и отрасли в эпоху «нефти по 100» складывались на основе «ножниц Кудрина» - доходы свыше отметки в 60 долларов за баррель просто срезались в пользу федерального бюджета. Но это позволяло нефтяным компаниям сравнительно спокойно относиться к падению цен на нефть и даже получать выгоду, как бы парадоксально это не звучало. Ведь обвал нефтяных цен традиционно сопровождается падением курса рубля, что выгодно экспортерам. Однако радоваться ТЭКу не пришлось. Столкнушвись с бюджетным дефицитом, Минфин все равно обратил свои взоры на отрасль, придумав для нее новые налоговые изъятия. Министерство получило мощный аргумент в свою пользу: добыча нефти в 2016 показывает рекордный рост, и это позволяет ведомству заявлять, что финансовая ситуация не так и плоха, как о ней рассуждают нефтегазовые компании. В результате бюджетная трехлетка (2017-2019 гг.) может стать для отрасли проблемной, хотя нефтегаз, наоборот, рассчитывал на запуск новой налоговой системы на основе налогообложения прибыли.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики