Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газпром: между Европой и Азией

Газпром: между Европой и Азией

Газпром расширяет рынки сбыта. Компания создает инфраструктуру для поставок сжиженного газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) — это новое перспективное направление. Одновременно газовый концерн одержал важную тактическую победу в Европе, согласовав прохождение «Южного потока» по территории Венгрии

А анонсированная Алексеем Миллером добыча сланцевой нефти станет вкладом Газпрома в начавшуюся на планете сланцевую революцию.

Критики не раз упрекали российский концерн в неповоротливости и отставании от новых трендов. Новые проекты компании подтверждают, что это не так. Через пять лет Газпром планирует ввести в действие крупное Чаяндинское месторождение в Якутии и завершить строительство трубопровода до Владивостока.

Это поможет обеспечить газом российские Сибирь и Дальний Восток и увеличить поставки в Азию, прежде всего в Японию. Для этой же цели в Приморском крае будет построен завод по производству сжиженного природного газа (СПГ).

Российские чиновники не раз называли Азию перспективным рынком для российского газа. На саммите АТЭС во Владивостоке глава Газпрома Алексей Миллер даже предположил, что экспорт российского газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона может превысить объем поставок в Европу. Ведь потребление российского газа в Старом Свете снижается, а развивающимся экономикам АТР требуется все больше углеводородного сырья. Только, как отмечает эксперт Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев, правила игры на газовом рынке Азии отличаются от тех, что приняты в Старом Свете:

«Азиатский рынок изначально формируется как рынок СПГ, здесь немного крупных покупателей, это в первую очередь Южная Корея, Япония и в перспективе — Китай. Ценообразование и отношения с покупателями выстраиваются не так, как на европейском рынке. С другой стороны, здесь нет единого нормативного механизма, как это происходит в Европе, где Еврокомиссия все сильнее диктует свои условия и национальным компаниям, правительствам и даже внешним игрокам — тому же Газпрому».

Эксперты подчеркивают, вопрос об экспорте российского газа в Китай пока остается «за скобками». Скорее всего, Газпром рассматривает возможность выхода на азиатский рынок СПГ без привязки к Китаю. Последний, по словам Сергея Кондратьева, довольно тяжелый переговорщик, к тому же склонный диктовать условия поставщику.

Но главным потребителем российского газа была и остается Европа. В последние годы Старый Свет изо всех сил старается диверсифицировать поставки голубого топлива, чтобы снизить зависимость от России. Но некоторые эксперты считают, что экономический кризис может заставить еврочиновников пересмотреть свои энергетические стратегии. Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин убежден, что Европа будет наращивать импорт газа, в том числе из России, а это актуализирует текущие проекты, такие как «Южный поток»:

«С учетом того, что программа по льготам и субсидиям в альтернативной энергетике стала подзатухать, я думаю, что у данного направления есть перспективы. Они вскроются не завтра, не послезавтра, но в перспективе на десятилетие, я думаю, мы можем получить тот самый объем спроса, который необходим для заполнения «Южного потока».

В судьбе этого проекта произошел положительный сдвиг. Будапешт согласился построить 229 километров магистрального газопровода. Газпром и венгерская национальная газовая компания MVM подписали окончательное инвестиционное решение относительно проекта South Stream.

О том, что Венгрия станет одной из стран-участниц «Южного потока», Газпром объявил еще в начале 2008 года. Но по политическим соображениям в Будапеште решили отдать предпочтение другому газовому проекту — Nabucco, и переговоры с Газпромом все время затягивались. Начало строительства Nabucco было запланировано еще на прошлый год, но в итоге проект, скорее всего, так и останется на бумаге. Почему? — поясняет президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль:

«Я думаю, что как только мы начнем строить „Южный поток“, Nabucco умрет, не родившись. Потому что у Nabucco нет сегодня ресурсной базы. Азербайджан пока не имеет таких объемов, Туркмения отдала свой газ Китаю и Ирану, поэтому тоже не может принимать участия. Я убежден, что Nabucco не состоится как проект».

Сначала это поняли в Белграде — Сербия первой завершила процедуры согласования и переговоры с Газпромом. А затем и Венгрия резко сменила тональность и вновь вернулась за стол переговоров. Сегодня «Южный поток» в Будапеште имеет статус национального проекта, что, впрочем, неудивительно. Страна, экономика которой оценивается примерно в 2 миллиарда долларов и имеет огромные долги, за счет участия в проекте получит тысячи рабочих мест, налоговые отчисления в бюджет и, скорее всего, льготные условия на поставки газа.

В случае успешной реализации проекта, через 3 года Россия сможет поставлять в совокупности около 100 миллиардов кубометров газа европейским потребителям ежегодно — без угрозы срыва поставок со стороны Украины.

Другим перспективным и принципиально новым направление для Газпрома может стать добыча сланцевой нефти, об этом заявил глава концерна Алексей Миллер. Это своеобразный ответ России на сланцевую революцию в США. Российская сланцевая нефть — это углеводороды, находящиеся в баженовской, абалакской и фроловской породах Западной Сибири. Как отмечает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, потенциальные запасы огромны:

«Самые предварительные оценки геологов, конечно, фантастические. То есть потенциал одного баженовского месторождения может составлять примерно половину того, что мы сейчас добываем уже в Западной Сибири».

Другой вопрос, что добыча сланцевой нефти — процесс очень сложный. Газпрому понадобятся инвестиции и новые технологии. Впрочем, ни первое, ни второе не является проблемой, уверен начальник отдела аналитических исследований «Универ Капитал» Дмитрий Александров:

«У Газпромнефти имеется партнерство с одним из лидеров в этой отрасли — компанией Shell. Она имеет очень богатый опыт работы на нетрадиционных углеводородных ресурсах. Это битумная нефть, вязкая нефть, пески. Это один из лучших партнеров, которых можно было выбрать».

Таким образом, для добычи нефти из сланца у Газпрома есть все необходимые инструменты. Осталось закрыть вопрос по налогообложению — именно от этого зависит экономическая эффективность сланцевых проектов. Ранее правительство заявляло, что баженовское месторождение может получить максимальные налоговые преференции. Теперь, когда добыча сланцевой нефти стала еще актуальнее, власть, скорее всего, пойдет навстречу бизнесу.

Автор: Влад Гринкевич

Источник: Голос России, 03.11.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики