Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > На наш век хватит

На наш век хватит

Сколько еще на планете остается главного ресурса, благодаря которому только и стала возможной современная цивилизация: нефти? Попытки найти ответ на этот вопрос в последнее время все более учащаются. Согласно некоторым данным, например, в России осталось нефти только на 20 лет. Газета ВЗГЛЯД выяснила, насколько обоснованны такие прогнозы.

Когда закончится нефть

Сколько ещё осталось нефти в недрах Земли, точно не знает никто. По самым оптимистичным прогнозам, к середине века мы достигнем точки, когда будет выкачана половина всего мирового нефтяного запаса.

Весной этого года служба аналитической информации Международной организации кредиторов (WOC) представила результаты исследования соотношения сырьевой базы и достаточности нефтегазового сырья в мире. В своих расчетах эксперты пользовались статистикой и оценками ОПЕК и СIA.

По данным ОПЕК, развивающиеся страны контролируют 2/3 мировых запасов нефти, наиболее необходимого человечеству ресурса, который стремительно истощается. Самая значительная доля мировых запасов нефти находится в Саудовской Аравии и Венесуэле.

Так, нефтяные запасы Саудовской Аравии эксперты оценили в 262 млрд баррелей. При текущих объемах добычи нефти в стране хватит на 72 года. В запасе у Венесуэлы 211 млрд баррелей и 234 года. На третьем месте по этому показателю Канада (175 млрд баррелей, которых хватит на 26 лет). Далее следуют Иран и Ирак, запасов которых должно хватить на 88 и 128 лет соответственно. На шестом месте Кувейт, которому своего черного золота хватит только на 11 лет.

Запасы нефти в России, по оценкам WOC, находятся на уровне 60 млрд баррелей. Этой нефти РФ хватит на 21 год. Девятое место в этом списке занимает Ливия (46 млрд баррелей на 77 лет), а замыкает первую десятку стран Нигерия (37 млрд баррелей на 42 года).

При пересчете запасов на душу населения лидером становится Кувейт, за ним следуют ОАЭ и Катар. При текущих объемах доказанных запасов и объемах добычи человечеству хватит нефти не более чем на 50 лет.

Согласно последним расчётам компании BP, мировых запасов нефти должно хватить на 54 года. В ежегодном «Статистическом обзоре мировой энергетики» (Statistical Review of World Energy) специалисты BP отмечают, что мировые запасы нефти по итогам 2011 года выросли на 1,9 % – до 1,65 трлн баррелей с пересмотренных 1,62 трлн баррелей в 2010 году.

Ведущим мировым регионом по объемам нефтяных запасов остается Ближний Восток – 795 млрд баррелей, или 48,1%. Причём лидером по запасам нефти по версии BP является не Саудовская Аравия (как считают в WOC), а Венесуэла. На конец 2011 года доказанные запасы нефти в Венесуэле составили 296,5 млрд баррелей, или около 18% общемировых запасов. Запасы нефти в Саудовской Аравии в конце прошлого года находились на отметке 265,4 млрд баррелей (16% от общемировых).

Третье место и здесь занимает Канада с 175,2 млрд «доказанных» баррелей – это 11% от общемирового показателя. По расчетам ВР, Россия на конец прошлого года располагала залежами нефти объемом 88,2 млрд баррелей (12,1 млрд тонн). Показатель вырос на 5,3% к 2010 году. Стране хватит нефти на 23,5 года. 

Финансовая группа UBS в своём новом докладе по состоянию дел в нефтяной сфере планеты оценила нефтяные запасы России в 77 млрд баррелей, которых должно хватить на 21 год.

Мир без нефти

«Первая и самая насущная проблема, с которой мы сталкиваемся, – это завершение эпохи дешевого природного топлива. Без преувеличения можно сказать, что именно запасы дешевой нефти и природного газа лежат в основе современной обеспеченной жизни», – пишет в своей книге «Что нас ждет, когда закончится нефть, изменится климат и разразятся другие катастрофы XXI века» американский литератор-фаталист Джеймс Г. Кунстлер. И с его словами трудно не согласиться – хотя бы частично.

Дефицит нефти может спровоцировать острую нехватку и других необходимых для жизнедеятельности человечества ресурсов. Например, Ричард Хейнберг, один из ведущих в мире специалистов по нефтяным месторождениям, еще несколько лет назад предостерег, что жизни миллиардов человек угрожает кризис дефицита пищи, спровоцированный нашей зависимостью от ископаемого топлива – ведь его запасы иссякают. Повышение цен на нефть, необходимость отдавать сельскохозяйственные угодья под выращивание культур, которые являются сырьем для биотоплива, климатические изменения и утрата природных ресурсов – все это, наложившись на рост населения Земли, вызовет беспрецедентный дефицит продовольствия, считает он.

Единственный способ избежать всемирного голода – спланированное и стремительное ограничение использования ископаемого топлива (нефти, угля и природного газа) и переход к более «натуральным» методам сельскохозяйственного производства, а также доставки продовольствия. Это будет означать возвращение к натуральному хозяйству, какого мы не видели уже лет 150. 

У человечества, по сути, есть три основных варианта действий: оставить все, как есть, начать жестко экономить оставшиеся ресурсы или во всём положиться на современные технологии (как, например, глобальные автоматизированные системы управления энергопотреблением).

В первом случае люди продолжат потреблять энергоресурсы, как и прежде, уверенные в том, что нефти еще очень много. Доступные и дешевые ресурсы быстро закончатся. Мир накроет глобальный кризис, мировая система торговли придёт в упадок, а скорее полностью разрушится, число военных конфликтов возрастёт в десятки раз. Та нефть, которая еще остается, сильно подорожает. Страны будут вынуждены разрабатывать нерентабельные месторождения, используя дорогостоящие технологии переработки тяжёлой нефти. В итоге стоимость черного золота возрастет еще больше.

Во втором случае энергетическая экономия достигнет своего пика. Люди могут отказаться от всего, что не связано с первой необходимостью, например пересядут с автомобилей на велосипеды. Государства начнут стимулировать бережливость путём налоговых и таможенных тарифов, климатических соглашений и т. п. Следствием падения уровня потребления станет снижение спроса на энергоносители. При этом темпы развития экономики заметно сократятся. Топливо будет дорожать, но не так резко и не так часто, как в первом случае.

Наконец, попытки найти спасение в технологиях могут принести временное облегчение, позволив человечеству относительно ни в чём себе не отказывать. При этом все равно придётся чем-то пожертвовать: отказаться от старых автомобилей и бытовой техники, снизить нагрузку на транспорт и т. д. Цены на нефть и топливо все равно будут расти, хотя при реализации данного сценария это подорожание будет постепенным и не особо болезненным.

«Пустые разговоры»

Все разговоры о том, что нефть скоро кончится и мы все умрем, пустые, комментирует директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев. «Когда говорят, что у российских нефтяных компаний запасов на 20 лет с небольшим, то имеется в виду, что это размер доказанных запасов, прошедших международный аудит», – поясняет эксперт.

По его словам, в целом в России у нефтяников размер годового прироста запасов примерно равен объему годовой добычи. «Россия замыкает десятку основных стран по размеру нефтяных запасов, однако эти цифры очень условные, просто нет нужды пока ставить Восточную Сибирь и Арктику на официальный баланс», – говорит Разуваев. Хотя это скорее вопрос времени. Добыча на месторождениях Западной Сибири будет падать, а в Арктике и на месторождениях Восточной Сибири – расти, прогнозирует аналитик.

Основной массив нефтегазовых месторождений (более 1/5 неразведанных общемировых запасов) сосредоточен именно на российском Крайнем Севере. По экспертным оценкам, там может содержаться до 80% потенциальных углеводородов нашей страны. В этом смысле арктический шельф можно смело назвать мировой кладовой углеводородов. В сумме вся российская Арктика по ресурсам газа эквивалентна Западной Сибири, а по нефти совсем немного уступает ей.

«Вообще в мире неразработанных и даже по-хорошему неразведанных месторождений достаточно много, однако все они находятся в сложных для промышленной добычи местах», – признает Александр Разуваев.

Глава Фонда энергетической безопасности Константин Симонов в интервью газете ВЗГЛЯД также называл прогнозы о скором конце нефти спекуляциями. «Дело в том, что есть проблемы методологии, есть расхождения в понятии «доказанные запасы». Обычно считается, что доказанные запасы – это то сырье, которое выгодно добывать при нынешнем уровне цен. Но понятно, что если растет цена на нефть, то все новые источники становятся рентабельными, поэтому фиксированно сказать ничего нельзя. Можно сказать твердо: нефти и газа в России много», – пояснял эксперт.

Аналогичного мнения придерживается и начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских. «Уровень обеспеченности страны запасами нефти в России, составляющий в среднем 23 года, вовсе не означает, что через 23 года нефть закончится, – отмечает он. – По существующим в стране нормативам добыча определенного количества нефти влечет за собой необходимость в проведении геологической разведки и необходимого обнаружения примерно такого же количества новых запасов. Примерно так и делается каждый год».

По мнению председателя Кемеровского научного центра СО РАН академика Алексея Конторовича, если Россия не будет проводить геологоразведочные работы в объемах, превышающих те, что было до 90-х, то при всех наших сказочных богатствах придется «соскребать по сусекам».  В случае если объемы ГРР будут достаточными, то до конца текущего века и нефти, и газа нам хватит, уверен он.

«В 90-е годы был провал с разведкой, обеспеченность запасов сокращалась. Однако в последнее время ситуация относительно стабилизировалась, даже появилась небольшая тенденция к медленному увеличению обеспеченности запасам», – обнадёживает Подлевских.

Аналитик «Инвесткафе» Юлия Войтович тут же приводит соответствующую статистику: за последние 10 лет объем доказанных запасов нефти в РФ вырос на 19%. Разведанные запасы нефти в стране на конец 2011 года составили более 12 млрд тонн нефти, что оказалось на 5,3% больше показателя 2010 года, рассказывает она.

Правда, с запасами есть много важных нюансов. Например, выкачивая нефть из пластов, компании проводят доразведку запасов, поддерживая формальное сохранение уровня обеспеченности запасов. В реальности же доразведанные запасы могут быть низкого качества или экономически нецелесообразными к разработке, указывает Николай Подлевских.

В результате страна хотя и поддерживает уровень запасов, но реально крупных месторождений, интересных для разработки, становится все меньше, а привлекательные новые месторождения исчисляются единицами. «Дальше придется осваивать трудные шельфовые месторождения, в том числе месторождения на арктических шельфах. Другой, тоже очень затратный путь лежит в попытках увеличения извлекаемости нефти из существующих месторождений. И об этом нужно задумываться уже сейчас», – считает эксперт.

Нефть как вода

Ученые до сих пор не пришли к единому мнению о происхождении нефти и газа: углеводороды могут быть синтезированы как из неорганических, так и из органических веществ. Согласно биогенной теории, исходным материалом для нефти и газа служит органика – остатки растений и животных, подвергшиеся длительному процессу преобразования под воздействием давления и температуры. 

Минеральная (глубинная) концепция рассматривает формирование углеводородных месторождений как одно из проявлений дегазации Земли. Минеральная теория опирается на то, что более 99% углерода планеты содержится не в осадочной оболочке, кроме того, в недрах планеты достаточно энергии для синтеза и выталкивания к поверхности больших масс углеводородов.

Теория абиогенного происхождения углеводородов впервые была высказана Дмитрием Ивановичем Менделеевым. Опираясь на конкретные геологические и химические факты, Менделеев писал: «...Образование нефти (...) более вероятно приписать действию воды, проникающей чрез трещины, образовавшиеся при подъёме гор, в глубь Земли, до того металлосодержащего накалённого ядра Земли, которое необходимо признать во внутренности земной... Можно полагать, что нефть там произошла при действии воды, проникшей чрез трещины пород при поднятии кряжей гор, ибо вода с углеродистым железом должна дать окислы железа и углеводороды».

Если верить этой теории, запасы нефти и газа, которые находятся глубоко под землей, практически безграничны. Существуют месторождения (к примеру, в Ираке и некоторых других странах), где доказан приток нефти в ходе её добычи. Если верна теория неорганического происхождения нефти, то этот феномен вполне объясним.

Дело остаётся за «малым»: технологией глубокого бурения. Но тут же возникает практически непреодолимое препятствие. Самая глубокая скважина на Земле – Кольская Сверхглубокая – оказалась катастрофически дорогостоящей. До сих пор ни в одной стране мира ее рекорд побить не удалось. Ее глубина 12 с лишним километров (ее активно бурили 13 лет), но масштабах Земли, диаметр которой достигает почти 13 тысяч километров, это ничто.

Газовая альтернатива

Эксперты резюмируют: во многих отраслях нефть можно заменить газом. Россия не только производит больше газа, чем любая другая страна, но и обладает намного более крупными ресурсами.

«Считается, что на Россию приходится 25–30% мировых запасов газа. Некоторые аналитики финансовых компаний даже полагают, что Газпром до конца не сможет их монетизировать», – замечает Александр Разуваев.

Россия находится на первом месте по запасам природного газа (47,5 трлн кубометров), за ней со значительным отрывом следуют Иран и Катар (29,6 и 25,4 трлн кубометров соответственно). При текущих объемах доказанных запасов и объемах добычи данного вида топлива хватит человечеству чуть более чем на 60 лет. В России запасов природного газа при прочих равных условиях хватит почти на 80 лет.

Автор: Наталья Журавлева

Источник: Взгляд, 02.11.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики